ФАС не предлагала правительству не поднимать акцизы на топливо. Поэтому цены на бензин все-таки вырастут. Средний европеец может купить 2177 л бензина. А россиянин?
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не направляла в среду предложение правительству не повышать акцизы на топливо в 2019 году, рассказал «Ведомостям» представитель службы. По его словам, начальник управления ФАС по регулированию ТЭК Дмитрий Махонин говорил о старом предложении, которое кабмин уже рассмотрел и не поддержал.
Напомним, что накануне Дмитрий Махонин заявил о внесенном в правительство предложении ФАС в следующем году не поднимать акцизы на бензин и дизельное топливо.
ФАС предлагает не повышать акцизы на топливо
По его словам, из-за осенних ремонтов и снижения продаж на бирже в сентябре-октябре выросли крупнооптовые цены, а розничные цены практически не менялись с начала июня. И для снижения на них давления предлагается оставить акцизы с 2019 года на том уровне, на котором они находятся сейчас (8213 руб. за тонну), сказал Махонин.
Таким образом, с 1 января следующего года акцизы на нефтепродукты увеличатся в полтора раза. Счетная палата говорит о новом скачке цен на топливо. Минфин и Минэкономразвития говорят, что все предусмотрели и будут приняты компенсирующие меры.
Мы уже неоднократно наблюдали ранее – когда акцизы на топливо снижались, цены на бензин продолжали расти. Когда снижалась мировая цена на нефть, бензин рос. Сохранение акцизов также все равно приведет к росту цен на топливо в 2019 году, не говоря уже об их увеличении.
В России корреляция между мировыми ценами на нефть и внутренними на топливо не очевидна, говорит эксперт «Международного финансового центра» (МФЦ) Гайдар Гасанов. А значит, именно экспорт нефти является основным источником государственных доходов.
При высоких акцизах и снижении экспортной пошлины правительству придется предпринимать различные меры для сдерживания внутренних цен на топливо. Одновременно со снижением таможенных пошлин и увеличением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) создается отрицательный акциз для нефтеперерабатывающих заводов, который будет сдерживать внутренние цены на топливо, отмечает эксперт.
Однако если этот метод не сработает, правительство вынуждено будет вводить экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, что приведет к снижению доходов бюджета, подчеркивает Гасанов. Но это будет некий рычаг управления в руках правительства для регуляции цен топлива на внутреннем рынке.
В любом случае цена на бензин не будет находиться на текущих уровнях, и средняя стоимость будет составлять 52–55 руб. за литр уже с начала 2019 года, заявляет эксперт. И это с учетом действий правительства по регулированию рынка.
Так или иначе, но стоимость бензина определенно достигнет европейского уровня, который составляет около 1,5–2 долл. за литр, отмечает эксперт. На данный момент цены в Европе, где импортируется большая часть российской нефти, выше, чем в России – самой экспортирующей стране.
По состоянию на 15 октября средняя цена бензина в России составляла 0,69 долл. за 1 л. В Польше литр бензина стоит 1,37 долл., в Румынии – 1,43 долл., в Австрии – 1,54 долл., в Испании – 1,55 долл., в Швейцарии 1,68 долл., в Великобритании – 1,73 долл., в Германии – 1,76 долл., во Франции – 1,81 долл., в Италии – 1,91 долл., в Норвегии – 2,05 долл. за литр. По дизельному топливу ситуация практически не отличается.
Несомненно, доведение внутренних цен на бензин до европейского уровня принесёт пользу нефтяным компаниям, включая государственные. Но если экспортная пошлина отсутствует, как предлагается по условия налогового маневра, то увеличится экспорт нефти, и, следовательно, её меньше будет продаваться на внутреннем рынке, отмечает эксперт.
По данным Росстата средняя заработная плата в России в июле 2018 года составила 42 тыс. 413 руб., или 646 долл. по курсу на 18 октября. Средняя зарплата в Польше составляет 1282 долл., в Румынии – 854 долл., в Австрии – 4266 долл., в Испании – 2783 долл., в Швейцарии – 6129 долл., в Великобритании – 4009 долл., в Германии – 4389 долл., во Франции – 4524 долл., в Италии – 3616 долл., в Норвегии – 4784 долл.
Таим образом, среднестатистический житель России на свою зарплату сейчас может купить 936 л бензина. При доведении цены на топливо до европейских полутора долларов россиянин сможет купить всего 430 л бензина. При этом средний поляк может купить на свою зарплату 936 л бензина, австриец – 2770 л, швейцарец – 3648 л, британец – 2317 л, немец – 2493 л и т.д.
При средней европейской цене на бензин в размере 1,683 долл. за литр (110 руб.) и средней зарплате по континенту в 3664 долл. средний европеец может купить 2177 л бензина. А россиянин? В два с половиной раза меньше.
Отсюда вывод – перед тем, как сравнивать цены на топливо с европейским уровнем, сравняйте зарплаты граждан хотя бы со средней по Европе, которая на сегодняшний день составляет 240 тыс. 387 руб.