Сегодня я, наконец, соизволил перетащить из родительского дома в родную хату цикл своих самых любимых книг - «Хроники Эмбера» за авторством классика мировой фантастики, шестикратного лауреата премии «Хьюго», трёхкратного лауреата премии «Небьюла» Роджера Желязны.
Редкое коллекционное издание 1996 года. У данной серии лучший, на мой взгляд, перевод с английского языка, выполненный Яном Юа. Иллюстрации Яны Ашмариновой. Не книги, а конфетка! Конфетка, которую можно есть бесконечно, и не так, как это делал медведь в бородатом анекдоте. «Хроники Эмбера» я перечитывал, по меньшей мере, шесть раз, и собираюсь вскоре перечитать снова!
Без преувеличения, это моя самая удачная книжная покупка за всю жизнь. Прекрасный шрифт и оформление страниц:
Интересные иллюстрации:
Мне трудно писать о любимой книге и одновременно не спойлерить сюжет. Остаётся утешать себя тем, что для любителя фэнтэзи не прочитать «Хроники Эмбера» равносильно незнанию Пушкина! Спойлерить нечего, все и так должны знать сюжет, ведь для любителей фэнтэзи Роджер Желязны это «наше всё». Однако недавно я узнал, что существуют любители аниме, которые не смотрели «Шагающий замок». Напрашивается печальный вывод: «нашего всего» развелось столь много, что нетрудно столкнуться с интеллигентным с виду человеком, который не знает элементарных вещей. Временами, чувствуешь себя, как доктор Ватсон, которому Шерлок Холмс признаётся в собственном невежестве.
Но и сам я не без греха! Лучшего друга я поверг в настоящий шок, сказав, что не смотрел «Зелёного слоника». Наша многолетняя дружба едва не пошла прахом, с трудом выдержав сие трудное испытание. Ещё одного человека я буквально подставил, публично признавшись в том, что не смотрел «Golden Boy», хотя он уже успел представить меня как любителя аниме.
Таким образом, я вполне допускаю, что есть ещё на Земле любители фэнтэзи, не читавшие «Хроники Эмбера», и я не буду смотреть на них презрительно (как знать, может, мои собственные признания выше по части «Зелёного слоника» и «Golden Boy» вызовут нещадную волну расфрендов). Вместо этого, я постараюсь рассказать о книге, не погружаясь в сюжет.
Если вкратце, знайте, Мартин – сосёт! «Хроники Эмбера» - это «Игра Престолов» («Песнь Льда и Пламени») только лучше… и… старше … и… с прекрасным художественным текстом… и… со здравой логической концовкой!
Первый том «Девять принцев в Янтаре» начинается с того, что главный герой Корвин просыпается в больнице и понимает, что потерял память. (Примечание: О! Я уже вижу Ваши раскрытые хавальники, язвительные тролли! Рекомендую закрыть их обратно, книга написана в 1970 году и тогда ещё потеря памяти у главного героя не считалась мэйнстримом! Наоборот, возможно, Корвин этот мэйнстрим и создал.).
Корвин чувствует себя вполне здоровым, поэтому он отказывается от укола, когда в его палату заходит медсестра. В след за девушкой появляется бугай-санитар, который пытается сделать укол насильно; к изумлению для медработника (и немного для самого главного героя) щупловатый Корвин срывает бинты и вырубает санитара, а затем отправляется «беседовать» с главврачом. Поражённый доктор не представляет, как Корвин вообще может ходить, ведь автокатастрофа, в которой ему переломало все кости, произошла несколько недель назад. Корвин понимает, он не совсем обычный человек. К счастью, в частном госпитале он находит зацепку, его «лечили» и содержали на деньги родной сестры Флори. Корвин отправляется повидаться с сестрой. Так начинаются его долгие и крайне запутанные приключения.
Герою предстоит узнать, что он – принц Янтаря (или Эмбера), великого города. Истинного города, от которого произошли Тени (или Отражения в зависимости от перевода). Земля – одна из бесчисленных Теней, все они созданы силой Порядка - Образом.
Образ начертан в Янтаре, он центр упорядоченной Вселенной. Все планеты, города, люди – это тени Янтаря или тени от теней. Принцы Янтаря могут путешествовать по Теням и даже создавать собственные миры. Если принц теряет близкого человека, он может поискать его «дубликат» в Тени, ведь все обитатели теней – это отражения от отражений от отражений жителей Янтаря, правда, человек будет немного другим или совсем другим (похожим лишь внешне).
Король Оберон направил своих многочисленных отпрысков в Тени, дабы каждый из них мог создать там своё собственное королевство и жить (и править), как того душа пожелает. Однако когда Оберон пропал без вести, принцы и принцессы Янтаря начали борьбу за трон Истинного города. Каждый понимал, его королевство (его любимая тень) – подделка, вторсырьё! Это как предложить «яблочнику» что-нибудь, помимо продукции Apple!
Вернув часть воспоминаний, Корвин включается в борьбу за трон Янтаря. Сражения, заговоры, предательства, любовь, поединки и, разумеется, настоящие Истинные Враги; чьи орды приходят по Чёрной дороге, берущей своё начало в местах, где Тени «сходят с ума».
Мир Эмбера интересен и продуман. Высокие технологии с Земли гармонично пересекаются с полу средневековым бытом Янтаря. Дело в том, что в каждой тени действуют разные законы физики. Например, в Янтаре порох не горит, и огнестрельное оружие в Истинном Городе бесполезно.
Принц Янтаря может вообразить себе любой самый совершенный скайфай и найти (создать) во Вселенной нужную Тень, но принесённые оттуда вещи будут, в большинстве случаев, бесполезны в Янтаре, где законы природы самые истинные, т.е. наиболее упорядоченные.
Это же касается и Земли. Наши технологии, наши законы физики, весь наш мир, либо воплощённая кем-то «из истинных» фантазия, либо просто «случайно сгенерированный набор отражений со случайно сгенерированными законами».
В Янтаре люди предпочитают выяснять отношения на мечах. Поединки, к слову, описаны автором великолепно или, скажем так, со знанием «фехтовального» дела. Латинские названия тех или иных атак и защитных стоек ничего не скажут рядовому читателю, однако, оный читатель, всё равно, почтительно понимает, написано-то со знанием, и это он (читатель) – неуч!
В книгах много аллюзий к другим произведениям. Например, в одном из романов изрядно подвыпивший принц обнаружил (или создал) в тенях мир Зазеркалья с: Тру-ля-ля и Тра-ля-ля, гусеницей, болванщиком, чеширским котом и даже бармаглотом. Много отсылок к мифологии, оккультизму и истории. Например, 1812 году Корвин едва-едва не замёрз насмерть во время похода на Москву в составе Великой Армии.
Не буду дальше спойлерить сюжет. Скажу лишь, что «Хроники Янтаря» - это мой любимый цикл книг. Как я в 1999 году «проглотил залпом» все 10 томов, так до сих пор и хожу под впечатлениями.
Отдельно хочу отметить, что от романа к роману цикл «не выдыхается», т.е. здесь нет ситуации, когда первая книга – шедевр, вторая – почти шедевр, и так по нисходящей. В результате, последние книги читаешь только потому, что: «Ну, надо прочитать». Здесь не так. Каждая новая книга лучше предыдущей.
Первые пять романов написаны от лица Корвина. Далее, главным героем становится его сын Мерлин. Между прочим, время в разных Тенях идёт с разной скоростью. Поэтому «проведя время с девушкой» в Тени, а потом, съездив «ненадолго» в Янтарь «по делам», можно, вернувшись обратно, встретиться с уже взрослым сыном. Старый король Оберон именно таким способом умудрялся одновременно управляться с государственными делами и «стругать» детей (видимо, не любил дядька контрацептивы). «Настругал» примерно два десятка законнорождённых и ещё несколько дюжин бастардов, при этом, не представляется возможным их всех как-то ранжировать по возрасту и определить, кто, ну, самый старший и законный! В итоге, борьба за трон Янтаря получилась особенно ожесточённой. Да и не только за трон Янтаря, чёрная дорога ведёт во Дворы Хаоса, где начертан извечный враг Образа, он создаёт свои собственные хаотические тени, а Мерлин родственник не только… нет! Нет! Стоп! Стоп! Не буду спойлерить! Читайте!