Рубль в понедельник 15 октября в ходе американских торгов тестировал минимум к доллару на уровне 66,19, после чего продолжил укрепление до 65,34 рублей за доллар во вторник 16 октября. В паре с евро рубль разменял отметку 76 и сейчас торгуется по 75,92 рублей за евро. Причём укрепление отечественной валюты не остановила даже вчерашняя слабая статистика по промышленному производству РФ за сентябрь: показатель вырос всего на 2,1% при консенсус-прогнозе 2,5% и предыдущем значении +2,7%.
Вся эта валютная волатильность связана как со свершившимися фактами, например, торговыми войнами, так и, казалось бы, с относительно безобидными вещами – честолюбивыми словесными баталиями Дональда Трампа, Сейчас в фокусе всеобщего внимания спекуляции на тему развития дипломатического конфликта с Саудовской Аравией, который уже весьма брутально прервал конференцию «Давос в пустыне», устроенную арабами для спонсируемых ими американских высокотехнологичных компаний.
Что дальше? США и Саудовская Аравия не могут позволить себе полноценный дипломатический кризис, который угрожал бы каждой стране и их совместным интересам на Ближнем Востоке. Саудовская королевская семья и правительство, что фактически одно и то же, имеют чрезвычайно глубокие интересы, связанные с крупными инвестициями в компании и госдолг США. Для Америки же невозможно отказаться от услуг Саудовской Аравии по обслуживанию стратегических интересов США в регионе (замены просто нет!).
Президент Трамп, по-видимому, вынужден был, погорячившись на первых порах, всё же безропотно принять отповедь саудовского короля Салмана об отсутствии какой-либо причастности его величества к предполагаемому убийству оппозиционного журналиста. Ходят слухи, что имеются какие-то вещественные доказательства для раскрытия резонансного убийства, однако общие глубокие экономические интересы и интересы безопасности, которые связывают США и «Саудовскую Америку» вместе, вероятно, слишком сильны для того, чтобы эти доказательства когда-либо увидели свет.
Тем временем, избыточно укрепившийся доллар причиняет всё больше и больше проблем американской экономике накануне ноябрьских выборов в Конгресс. Так, согласно опубликованным вчера данным, дефицит бюджета США в 2018 году увеличился почти до $780 млрд, преимущественно из-за роста расходов, который, в свою очередь, был главным образом связан с обслуживанием госдолга из-за повышения процентных ставок ФРС.
Милые бранятся
SULARU нравятся рассуждения Рожанковского о высоких дипломатических отношениях США и Саудовской Аравии, но редакция напоминает, что Счетная палата РФ в своем недавнем заключении на проект бюджета написала, что во II-III кварталах 2018 года рубль резко ослабел, хотя цены на нефть были высокими, из-за механического применения «бюджетного правила» (скупка валюты при цене нефти выше $40) Банком России.
«Неоднократные случаи вмешательства Банка России в реализацию «бюджетного правила» в части приобретения иностранной валюты означают, что режим плавающего валютного курса, который существовал с конца 2014 года до начала 2018 года, в настоящее время лишь декларируется, но на деле заменен регулированием валютного рынка со стороны Банка России в целях устранения угроз для финансовой стабильности, которые усугублялись действием «бюджетного правила», - утверждали госаудиторы.
Однако министр экономического развития РФ Орешкин заявил сегодня 16 октября журналистам, что волатильность на валютном рынке не связана с операциями Центрального банка или Минфина.
«Она связана с большой волатильностью на глобальном рынке. И если вы посмотрите на волатильность российского рубля за последние два года, она будет ниже, чем практически у всех развивающихся валют. Если бы у нас бюджетного правила не было, рубль колебался бы резко вслед за нефтью и сейчас бы ушел к 50 рублям, если бы на долгосрочной основе нефть остановилась на $80 за баррель. А потом бы нефть упала до $60, и мы бы опять ушли на 65 (рублей за доллар)», - пояснил глава Минэкономразвития.
Nota bene
SULARU подытожит: если систематизировать, то рубль должен иметь корреляцию с нефтью, точнее курс рубля должен быть связан с нефтяными котировками, так как торговля углеводородами (основной экспортный продукт) обеспечивает страну валютой. Но зачастую не имеет.
«Неимение», в свою очередь, в последнее время обычно связано с тремя причинами (кроме периодических налоговых периодов, когда экспортёры продают валюту на рынке):
- вывод инвесторами средств с развивающихся рынков из-за удорожания доллара,
- бегством иностранного капитала из РФ из-за рисков в связи с антироссийскими санкциями,
- действиями ЦБ и Минфина в рамках «бюджетного правила».
Какой из факторов важнее? Все влияют в разной степени в разные моменты времени. ЦБ РФ, кстати, пообещал не покупать валюту до конца года. Посмотрим, как такое решение эмпирически повлияет на курс. Также следует учесть, что Счётную плату теперь возглавляет Алексей Кудрин, который является давнишним сторонником смягчения бюджетного правила, так что критику ЦБ Счётной палатой можно разделить и на два.
В среду Минфин попытается опять разместить облигации федерального займа (ОФЗ). На прошлой неделе аналогичную попытку с некоторыми оговорками можно посчитать успешной. Если завтра Минфин разместит ОФЗ успешно без всяких оговорок, то можно будет говорить о приостановке оттока инвесторов. Так как 15 октября стартовал и налоговый период, то неделя обещает закончиться укреплением российской валюты, вероятно, до 64 рублей.
Conclusio
SULARU не видит разницы между двумя суждениями:
Счётная палата РФ: «Режим плавающего валютного курса в настоящее время лишь декларируется»,
Минэкономразвития РФ: «Если бы у нас бюджетного правила не было, рубль колебался бы резко вслед за нефтью и сейчас бы ушел к 50 рублям»
Поэтому курс рубля регулируется Центробанком в той или иной степени, что абсолютно нормально. Минпромторг считает, что комфортный для экспортёров курс лежит в диапазоне 62-68 рублей. От этого, вероятно, и стоит плясать.
Читайте подробности: