Найти тему
АПН-НН

Исторический контекст и бизнес-интересы

Появление чего-то нового всегда вызывает неоднозначную оценку современников и в большинстве случаев неприятие. Вспомним историю Эйфелевой башни в Париже. Когда ее только возвели, самым мягким выражением в ее адрес было «большое уродство». Такое отношение башня вызвала у французских эстетов, просвещенной парижской публики. Сегодня Эйфелева башня – символ Парижа, символ Франции.

И когда мы говорим о Стрелке в Нижнем Новгороде, то это достаточно значимое место, но смысла, сакральности его многие еще пока до конца не понимают. И поэтому любые предложения по развитию Стрелки вызывают неоднозначные оценки среди населения, среди профессионалов, среди активной общественности.

Предложений было много. Но мне кажется, что все они, независимо от того, высказываются они гражданской общественностью или властью, или, как сейчас, Ассоциацией промышленников и предпринимателей, являются попыткой рассматривать это место изолированно и изолированно предлагать решения по его реорганизации. Организовать на Стрелке можно все, что угодно, но если эти изменения не будут вписаны в контекст города, в контекст его истории, его будущего, это будет как бельмо на глазу.

Музей науки и техники? Замечательное предложение. Но когда я ознакомился с ним поближе, то увидел уже третью выставку вооружений, производившихся и производящихся в Нижнем Новгороде. У нас есть одна выставка в кремле, одна выставка в парке Победы. Сейчас может организоваться третья выставка. Естественно, это вызывает возражения.

Какие и чьи достижения мы хотим показать? Да, в Нижнем Новгороде много науки и техники, и многое было сделано для их развития. Но я пока не понял, что именно будет представлено в этих пакгаузах, которые закроют прозрачными конструкциями, и в какую концепцию все это будет вписано.

То ли останутся свободные пространства для прогулок, и тогда новый музей оказывается непонятным явлением внутри этого пространства, то ли пространство будет реорганизовано и вписано в коленкор расположенной рядом Ярмарки, которая фактически служит центром этого исторического места. Бывшая Нижегородская ярмарка, Главный ярмарочный дом, который наконец-то открыли публике, убрав все наслоения советского периода.

И мне кажется, что пока мы не свяжем эти пространства в единую концепцию, в единую систему, мы не получим верного варианта.

Еще один момент. Любое решение, которое будет предложено, современниками будет оцениваться противоречиво, противники всегда найдутся. Поэтому окончательно судьбу этого места должны определять не жители, а профессионалы, специалисты по дизайну, по городскому ландшафту, по развитию городов и так далее. Если это решение будут принимать чиновники, оно будет ущербным. Если сами по себе жители, особенно проживающие на этой территории, оно будет ущербным.

У нас впереди восьмисотлетие Нижнего Новгорода. А концепция развития города, стратегия развития до сих пор отсутствует.

Мы только что обсудили Стратегию-2035, предложенную губернатором, но в ней нет отдельно выраженной стратегии развития Нижнего Новгорода. Да, там есть развитие комфортных пространств, благоустроенных территорий, но нет общей городской концепции.

Будет Стрелка историческим и географическим центром Нижнего Новгорода, как это должно быть, будет ли на ней представлена историческая ретроспектива развития города – никто на эти вопросы не может дать ответа и выдвинуть реальные предложения.

Что касается точечных решений, то за каждым из них стоят бизнес-интересы. Одни предлагают организовать на Стрелке дендрарий, по сути дела сады, парки и прочее – в этом будут заинтересованы фирмы, занимающиеся городским ландшафтом. Другие предлагают создать музей – в этом заинтересованы владельцы предприятий, которые представят там свою продукцию (но продукцию обычно представляют на ярмарках, а не в музеях). И за любыми другими точечными предложениями всегда будут стоять чьи-то бизнес-интересы. А развитие Стрелки от них зависеть не должно.

Здесь должна быть историческая ретроспектива и ориентация на будущее развитие города. Вот когда решится вопрос стратегии, можно будет и привлекать чьи-то бизнес-интересы, чьи-то средства, и приглашать специалистов, в том числе международного уровня, которые могут что-то нам предложить.

Александр Суханов