В первую очередь, следует вспомнить, что по данным Всемирной организации здравоохранения здоровье человека на 50% зависит от его образа жизни, но для того, чтобы знать, каким образом поведение может повлиять на самочувствие и состояние организма, необходима информация. Информация, представленная в Интернете, весьма сложна, многокомпонента и нередко перегружена данными, не являющимися при этом корректными и объективными.
Самый надежный и ценный источник информации – это сам врач, но, к сожалению, не всегда у специалиста есть возможность донести известный ему материал. Первая причина – отсутствие времени для полноценной коммуникации с пациентом, поскольку, к примеру, на приеме в муниципальной клинике у врача по регламенту есть лишь 12-15 минут. Это, конечно же, недостаточное время для того, чтобы объективно поговорить, провести диагностику и рассказать о проблеме. Второй и наиболее важный аспект – это в принципе отсутствие врача в жизни пациента большую часть времени.
Другими словами, когда человек номинально здоров, он не обращается к врачу за какими-либо рекомендациями – его жизнь протекает вне медицинского контроля. Соответственно, здесь нужен немного другой подход, и именно поэтому в последнее время стали появляться так называемые Школы здоровья. Не Школы болезней, а именно Школы здоровья. Это очень хороший инструмент для повышения уровня осведомленности пациентов по вопросам охраны своего здоровья.
Первая форма Школ здоровья – очная. Это самая очевидная форма, когда пациенты небольшой группой собираются, например, в клинике, и группа врачей готовит для них соответствующие выступления по той или иной проблематике. Как правило, врач заранее знает, какие вопросы у пациентов по этой теме возникают наиболее часто, и по ним готовит небольшие выступления в виде лекций. После этого у пациентов есть возможность пообщаться с врачом, задать интересующие вопросы, прослушать ответы на вопросы, заданные другими участниками мероприятия.
Соответственно, в очных клиниках добавляется возможность экспресс-диагностики: к примеру, если по урологическому профилю, то сделать общий анализ мочи, урофлоуметрию, УЗИ. Это очень удобный инструмент, и пациент не обременен какими-либо вопросами. В таких случаях он приходит целенаправленно к специалисту, чтобы получить достоверную информацию из первоисточника. Но для этого, безусловно, необходима мотивация.
Также отдельно выделяются Интернет-Школы, ведь практически то же самое можно осуществить через Интернет. В таком случае никуда не нужно идти, можно прослушать интересующий материал за монитором компьютера и задать вопросы врачу в режиме чата или видеоконференц-связи. В данном случае речь об экспресс-диагностике не идет, но при необходимости успешно применяются и другие инструменты. Существуют так называемые формализованные опросники - опросники нарушений мочеиспускания, которые представляют собой достаточно мощный диагностический инструмент для выявления той или иной проблемы у пациента. В Интернете можно поискать варианты Школ здоровья и посмотреть записи прошедших ранее. Они проводятся как в Москве, так и в других регионах.