Есть в современном международном праве такое понятия — «непризнанное государство». Четкого общепризнанного определения того, что это такое, на данный момент не существует. По той простой причине, что признанные государства не особо стремятся придавать более - менее легальный вид государствам непризнанным. Оно и понятно: шар земной не резиновый, самим тесно, а тут еще эти бесконечно плодящиеся суверенитеты.
Но дающиеся там и тут то мамкиными, то вполне образованными политологами, дефиниции все-таки позволяют прочувствовать общий смысл понятия. Суть оного сводится к тому, что непризнанные государства это образования, имеющие все элементы государства (территорию, население, публичную власть с сопутствующим контролем над первыми двумя), но не получившие признания со стороны других государств, либо признание это носит крайне ограниченный, как хвост медведя, характер. Таких государств можно вспомнить десятки: Косово, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Нагорный Карабах, Палестина, Северный Кипр и прочие-прочие.
Но даже в этом ряду, своего рода особняком, построенным китайскими строителями, стоит такое государство как Тайвань. Ни Россия, ни США, ни Китай, ни другие ястребы геополитики так и не расщедрились на признание этой страны. Однако Тайвань сделал ход конем и как бы не заметил такого пренебрежения: начал активно клепать товары широкого потребления, торговать со всем миром, чему отсутствие формального признания международным сообществом как-то не особо и помешало. Обратите внимание на то, где сделан ваш смартфон или монитор, с которого вы читаете этот текст, посмотрите на сопутствующую документацию к вашим кроссовкам и т.д. Крайне велика вероятность, что все перечисленной сделано либо в Китае, либо на Тайване. Отрицаете факт существования Тайваня – смело ломайте свой гаджет, ведь скорее всего его в реальности тоже не существует. А то галлюцинации до добра не доводят…
Кстати, что интересно, «Тайвань» - название не совсем правильное. Корректнее именовать это государство «Республика Китай». Однако, чтобы не путаться между Китайской Народной Республикой и Республикой Китай, как между айфоном и его китайским клоном, последнюю стали называть Тайванем (по названию острова, который Республика Китай реально контролирует).
В чем же различие между Китаем (КНР) и Республикой Китай? Тут никак не обойтись без обращения к истории. Китайцы, как известно, ребята древние, история их насчитывает не одну тысячу лет, но это не касается взаимоотношений с Тайванем.
Дело в том, что активно десантироваться на остров китайцы стали лишь в XII-XIII веках уже нашей эры. При этом заселение острова, в основном, происходило с помощью военных сил. То есть на нем располагались, преимущественно, гарнизоны и морские базы. Следовательно, о разносе пышного букета китайской культуры сред местных аборигенов тут говорить не приходится.
Затем, уже в XVI-XVIII веках, на остров стали стекаться иевропейцы. Если отбивать притязания других «конкурирующих фирм» в виде воинственных захватчиков азиатского разлива и пиратов (которые хотели из Тайваня сделать тихоокеанскую Тортугу) местные гарнизоны набили руку вполне успешно, то противостоять голландцам и испанцам им оказалось не по плечу.
Однако, из-за непрекращающихся здесь междоусобных распрей, голландцы и испанцы ощутили жжение пониже спины, отчего почувствовали себя крайне неуютно и вскоре стали собирать чемоданы. Формальная победа голландцев над Испанией не смогла им помочь противостоять очередному китайскому вторжению. В континентальной части Китая шла гражданская война. Что порождают гражданские войны? Правильно – беженцев. Мощный поток этих самых беженцев, количеством более двухсот тысяч (что характерно, большинство из них, убегая, прихватило про запас оружие), хлынул на остров. Голландцы благоразумно, по – европейски, капитулировали. Тайвань быстро перешел в руки нового правительства, сформированного из числа вчерашних беженцев, и стал противопоставлять себя континентальному Китаю уже тогда, в XVII веке. И целых двадцать два года (вплоть до 1683 года) понадобилось китайцам, чтобы подчинить бунтарский Тайвань своему правлению. Удерживал остров Китай до XIX века.
Во второй половине XIX века на эти земли посягнула Япония. Не вдаваясь в детали, скажем, что японцы там задержатся до 1945 года. Как видно, к Китаю и к мейнстримной китайской культуре, Тайвань имеет отношение прямо - таки косвенное. Чтобы понять, как Тайвань стал Республикой Китай, надо перенестись в континентальную часть Китая начала XX века.
В богатом на революции XX веке, а именно в 1911 году, в Китае произошел переворот, который сверг многовековую монархию и установил республиканскую форму правления. За революцией последовали многочисленные восстания, а впоследствии и вовсе началась длительная гражданская война.
На баррикадах этой войны были, с одной стороны, коммунисты (под предводительством Мао), с другой - формальные представители китайского правительства - Гоминьдан. Это, если не углубляться в вопрос политического противостояния. Фактически сторон было гораздо больше. Ведь чуть ли не в каждой провинции был вождь, считавший себя единоличным, а главное — самым легитимным правителем Китая.
1 октября 1949 года будущий истребитель воробьев — Мао провозгласил победу над Гоминьданом и окончание гражданской войны. Как это повлияло на Тайвань, спросите вы?
Дело в том, что Тайвань был под пятой Японии, но в 1945 году, когда последняя капитулировала, ее войска и администрация покинули остров со словами вроде «Держитесь тут. Хорошего настроения!». То есть Тайвань стал «вакантным». Но свято место, как известно, пусто не бывает. Этим удачным стечением обстоятельств не преминул воспользоваться лидер Гоминьдана - генералиссимус Чан Кайши. И снова на Тайвань слетелись беженцы из континентального Китая, пострадавшие от Мао и его коммунистов.
Войска Гоминьдана заняли Тайвань и взялись держать оборону острова. Коммунисты, по разным причинам, так до Тайваня и не добрались. Со свержением верхушки Гоминьдана, а значит и уничтожением прямых политических конкурентов, вышла заминка, позволившая Чан Кайши там закрепиться. Новое правительство решило объявить себя приемником Республики Китай (той самой, 1911 года). Логично. Зачем старому бренду пропадать? Опять же, обращаю внимание: само население Тайваня к Республике Китай абсолютно никакого отношения не имеет.
Тайвань так и не был захвачен коммунистами, но международное признание получило правительство континентального Китая. Это фактически означало изоляцию Тайваня (Республики Китай).
Но есть тут повод вскользь упомянуть и русских. Каким же образом все это касается нашей страны?
Вернемся в 1911 год. За революцией в Пекине последовали восстания по всей территории Китая. Самым заметным восстанием стала Монгольская национальная революция.
Вследствие этой революции, часть территорий Китая «осела на балансе» нашей многострадальной родины, а часть провозгласила свою независимость. Кстати, именно таким образом и появилась современная Монголия.
Те территории, которые захотели попасть под могучее русское крыло, получили такую возможность. Однако, как вы знаете, всего через несколько лет в России произошла собственная революция. Даже две. Но именно в ходе Октябрьской был провозглашен пресловутый тезис о национальном самоопределении народов. Население Тывы (той самой территории, что вошла в состав России в 1911 году), провозгласило независимость и Тувинская Народная Республика благополучно просуществовала до 1944 года.
Тут - то мы возвращаемся к непризнанным государствам. Тыву в качестве самостоятельного государства рассматривали только СССР и Монголия. Весь остальной мир считал это страну ни разу не суверенной, а всего лишь временно неконтролируемой территорией Республики Китай. В общем - бесхозяйным имуществом.
В 1944 году Тува (Тыва) вошла в состав СССР. И, более того, сразу была включена в состав СССР). Коммунистическому Китаю, как лояльному соседу, скрепя зубами, пришлось признать Тыву в составе Советского Союза по одной простой причине - им была необходима помощь советской власти. Нужда эта заставляла соглашаться почти на все. А уже вслед за Китаем такое изменение международно - правового статуса признали и все государства мира. В противном случае получилось бы до жути несолидно и неудобно.
Таким образом, Тайвань, правительство которого считает себя наследником Республики Китай (первой половины XX века), имеет территориальные претензии к КНР, Монголии (с потерей которой они до сих пор не могут смириться) и к Российской Федерации. К последней — по той причине, что считает Тыву, своей территорией. Вот такая феноменальная складывается ситуация: государство непризнанное, а территориальные претензии имеет.
Нравятся наши перлы - ставь лайк, подписывайся) Еще у нас есть паблик в ВК - https://vk.com/netip_ist. Там еще больше, нетипичней и разнообразней.