Как дагестанцы ругают и проклинают
Я всегда была рада нахвататься новых слов и выражений. Да еще каких! В селе звучали страшные заковыристые угрозы и проклятия. Там и тут воздух сотрясали жуткие пожелания смерти и разных неприятностей. Женщины ругались у родника. Старушка, размахивая в воздухе своей тростью, кляла детвору, стоило только им залезть в чужой сад. Неудачи обещали сыпаться на голову озорников и на весь их род, как снежинки в новогоднюю ночь. Доставалось порой и вороватой кошке, и корове, забредшей в чужой огород.
Все мы помним слова из кинофильма «Да будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!» В реальности, конечно, можно услышать «Да чтобы тебя ржавчина съела!» или «Да чтобы оно огнем горело!»
Воспринималось это как бытность и вовсе никого не смущало. Даже дети, сидя на пригорке, могли проклинать друг друга до хрипоты:
— Замолчи!
— Да чтобы тебе уши свежевали!
— Замолчал бы ты сейчас лучше (с угрозой)!
— Сам замолчи. Да чтобы тебе некому было советы давать!
— Чтобы у тебя некому было брать советы!
Бывало, что отвлекутся на что-то или же так и расходились, а завтра снова играли вместе. И никаких тебе «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись». Даже малышам говорили: «Да чтобы твой живот не лопнул! Да чтобы тебя не расплющило! Да чтобы тебя чужие не убили!» Вот такие нежности.
Кстати, у мужчин свои специальные «мужские» проклятия, негоже им всякими женскими пользоваться. Они зачастую адресованы всем и никому конкретно, выпускают пар, как говорится. У женщин всё проще, проклинай – не хочу! Особенно если ты сварливая старушка и все тебя знают, и связываться с тобой не хотят. Может, и хотят, да только побаиваются.
Но пока ты маленькая девочка, озирайся вокруг, вдруг взрослые рядом, а если мужчина еще и седовласый — вообще нехорошо. Голос, интонация, мимика, даже «рукивбоки» нужно соблюсти. Сложно это всё, махнула я рукой.
Возвращаясь домой, старалась с интонацией и в лицах передать услышанное. Мама смеялась обычно, но когда дело доходило до проклятий, становилась серьёзной:
«Хватит! Скажи «тавбу» («прости, Всевышний»)!»
Ведь всем известно, что обоснованные проклятия «прилипают» к обидчику, а необоснованные возвращаются к самому проклинающему. Буквально в каждом селе есть подобные примеры. Но они больше смахивают на страшилки.
Проклятия в селе были органичны и вполне вписывались в обычную жизнь сельчан, а в городе звучали оторванно и более зловеще. Хотя проклинать умеют у всех дагестанских народностей, всё же для каждого этноса они индивидуальны.
Наш сосед Магомед отругал соседского мальчишку за то, что тот бросал камушки на его крышу: «Да чтоб твой дом кровью побелили!»
В старину полы и нижнюю часть стен сакли белили жидко разведенной цветной глиной. И выражение это означало кровавую бойню, при которой кровь должна была окрасить пол и стены. Хотя оно звучит чудовищно, на самом деле говорят так не всерьез. Кто-то «добрый» рассказал об этом Патимат, но перевел проклятие с даргинского на русский, не объяснив, что оно «не всерьез». Патимат – тетя мальчика-сироты, которого она взяла к себе на воспитание, устроила Магомеду такой разнос, что соседи много лет даже не здоровались.
Значительная часть проклятий носит шуточный характер, они звучат с оттенком забавы. Такие, как «Да чтобы хвост тебе отрезали!».
Есть проклятия, которые называют «черными». Здесь можно отметить, что проклятия, обращенные не к самому обидчику, а в адрес его детей, отца или брата, одни из самых негативных. Как правило, использование их выливались в серьезные разборки, а порой и в драку.
Помню, как в бабушкином доме собирались соседки. Рассаживались на маленькие подушечки на паласе, перебирали зерна, фасоль, кукурузу – готовили шавши. Тетя как-то бросила подушку в сторону молодой женщины со словами: «Передайте ей подушку, пусть не сидит на голом полу». Злющая соседская бабка отодвинула подушку. «Зад, которому не удается родить детей, на подушку сажать не обязательно». Та ответила: «Да чтобы тебе мой посох подержать». «Дай Аллах тебе так и не родить никого», – не сдавалась бабка. Подушка полетела ей под ноги. Мама пострадавшей стороны вечером навестила нашу злобную соседку. Пошумели – разобрали старые и новые обиды.
Проклятия так же, как и благопожелания, вообще ни разу не магия и не колдовство, а устное народное творчество. Зародилось оно неспроста. Большинство из проклятий снижали эмоциональный накал. Учитывая горячий горский темперамент, наверное, можно сказать, что проклятиями оппонент легко отделался.
Моя бабушка была молчаливой и очень строгой. Утверждала, что люди ссорятся оттого, что у них мало работы. Она всю свою долгую жизнь много и тяжело работала, и даже когда состарилась и совсем сгорбилась, не могла сидеть без дела и всем нам находила занятие. А стоило разбить что-нибудь в доме или сломать ветку дерева, прилетало – «Чтобы твои руки до задницы не доставали!»
Я её помню и люблю именно такой. А почему-то окружающим хочется красивого Дагестана и предков, как на картинке. Чтобы все непременно в шелковых кабалаях. Чтобы смиренный взгляд в пол. Чтобы бабушки были домоседками. А из дому только на родник, чинно здоровались и расходились. Чтобы никакого фольклора, проклятий, гаданий, суеверий и вообще ничего, что портит картину «правильных» предков.
«В настоящее время проклятия не несут ту смысловую нагрузку, которой были наделены. К тому же, многие формулы проклятий из-за чрезмерного гротеска обретают ироничный смысл и являются речевыми оборотами», – утверждает знаток проклятий и благопожеланий, научный сотрудник отдела этнографии Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН Хайбула Магомедсалихов.
Проклятия и благопожелания сопровождают человека на протяжении всей жизни, и по ним можно многое узнать о самих горцах.
«Да чтобы убив человека по соседству, ты в чужом селении оказался!» (Убийц в наказание изгоняли из родного села).
«Чтобы твою жену похитили и за нею чтоб убивался!» (Похищение жены считалось страшным оскорблением горца).
«Пусть очаг, у которого сосед не посидит, — потухнет!» (Добрососедство считалось обязательным. Проклятие.)
«Чтобы в течение дня за могильными досками пришлось бегать. А всю ночь за дибиром». (Желают, чтобы не было ему помощи сельчан. Говорится не всерьез).
«Да чтобы ханов ливнем унесло, от обилия урожая – богатые подавились!» (Клянут социальную несправедливость. Говорится не всерьез).
«Да чтобы в твоем отцовском доме сова плодилась». (У горцев считается, что сова гнездится в самых неприглядных местах. Проклятие).
«Да чтобы тебе молоко матери стало харамным!» (Мать отрекается от сына или дочери за предательство или преступление. Мать мотивирует ребенка на какой-то поступок, к примеру, совершить кровную месть. Или клятва: «Если я вру, то пусть молоко матери станет для меня харамным!»).
«У Али, вонзившего кинжал, рука пусть окрепнет!» (Восславляют того, кто убил кровника).
«Да чтобы землю тряханули, схватив за четыре конца!» (Крик отчаяния от безысходности).
«Пусть зубы выпадут у того, кто лишнее говорит! Папаха пусть станет паршивой у того, кто расскажет то, чего у него не спрашивают!» (Говорится не всерьез).
«Да погаснет очаг твой! Да вырастет колючка в твоем камине!» (Желают погибели всей семье. Проклятие).
«Дом твой да взлетит в небо так высоко, чтобы в неделю по щепке падало от него на землю!» (Говорится не всерьез).
«Пусть встречаются тебе каждый день на пороге дома твоего ганзи (носилки, на которых уносят покойника на кладбище) на выходе и кершан (ванна для омовения покойника) при входе, пока не вынесут всех его обитателей!» (Проклятие).
«Чтобы ты остался без лица». (Желают опозориться или попасть в неудобное положение).
«Да чтобы тебе 7 кос сбрили». (Косы состригали в знак траура).
Тавбу! Тавбу! Тавбу!
Рита Ройтман
Если статья понравилась, ставьте лайк и подпишитесь на канал