Обучение музыке в аристократической среде было обязательным, а во времена моего советского детства считалось очень популярным. Человек, владеющий музыкальным инструментом, всегда имел успех в обществе. Поэтому многие родители, зачастую не интересуясь мнением своего ребенка, отдавали родное чадо в музыкальную школу, не взирая на полное отсутствие у него музыкального слуха. Взрослые надеялись, что занятия музыкой помогут развить его даже у тех, кто элементарно не мог отличить ноту "до" от "соль".
Музыкальным талантом я была не обделена и с детства мечтала выступать на большой сцене. Я так и представлялась взрослым: Артистка Силькова! Откуда я выдумала эту фамилию? Ума не приложу. Немного раньше я хотела стать космонавтом, как Валентина Терешкова.
В осуществлении мечты по части музыки решил помочь мой дед. Он подарил мне пианино. Ведь чего только не сделаешь ради любимой внучки?
Детской радости не было предела. К подарку прилагался сюрприз - маленький вращающийся стул для регулировки нужной высоты. Моим любимым занятием было вертеться на нем.
Кружилась я не одна, а с подружкой, когда родителей не было дома. Я представляла себя космонавтом на центрифуге. Две мои мечты объединялись в одну.
Мать с отцом тоже внесли свою лепту в мое музыкальное образование, оплатив обучение в школе. До сих пор помню как проходило мое тестирование при поступлении. Похлопала я в ладоши и потопала, правильно попадая в ритм. А вот при исполнении любимого романса со словами «…ночью нас никто не встретит, мы простимся на мосту» удивила комиссию выбором далеко недетского репертуара. Меня приняли.
Посещала я «музыкалку» с большим желанием. Предметов было не так много: «Музыкальная литература», «Специальность», «Хор», «Сольфеджио» и «Аккомпанемент».
Первый из них мне нравился, был очень познавателен и рассказывал о жизни и творчестве великих композиторов.
Урок по «Специальности» был основным предметом по обучению игры на фортепиано.
На хоре можно было самозабвенно поголосить, выводя нужные ноты.
С «Сольфеджио», как и у многих учеников, отношения не сложились. Предмет казался мне скучным и неинтересным. Наука оказалась слишком многогранной для изучения. Поэтому судить о каких-либо достижениях или успехах моментально было сложно. Результаты же уроков фортепиано или вокала - умение хорошо играть на фортепиано или петь - были видны практически сразу.
Из всех музыкальных дисциплин мне очень понравился «Аккомпанемент». На этом уроке мы с преподавателем поочередно играли то главную тему музыкального произведения, то выступали аккомпаниатором, подыгрывая ведущей партии. Игра происходила одновременно вдвоем, в четыре руки.
Иногда роль преподавателя заменял музыкальный проигрыватель, который включал учитель для прослушивания записей того или иного произведения великих композиторов. Неспешно приземляясь на кружащийся черный виниловый диск, иголка извлекала на свет потрясающую мелодию. Моей задачей было, слушая, правильно попасть в нужный темп вместе с невидимым исполнителем.
Пианистка из меня, в конечном итоге, не выросла. По окончании семилетнего обучения в музыкальной школе дело остановилось. Родители решили, что этого вполне достаточно. Теперь они видели главную цель в получении мной высшего технического образования. Это считалось очень престижным в советское время. Я отучилась в техническом ВУЗе, получила профессию инженера и очень этим гордилась. В настоящее время выпускники школ стараются поступить в гуманитарные институты и пополнить ряды юристов и экономистов.
Никогда не считала занятия музыкой пустой тратой времени. Поэтому, когда подросли мои дети, я, обнаружив у них музыкальный слух, без колебаний, решила отдать их на класс фортепиано. Неважно, какую профессию они выберут потом.
Помимо прочих музыкальных дисциплин детям предстояло научиться слаженно играть в четыре руки. На правах старшей, дочь всегда старалась исполнять главную тему. Сыну же отводилась роль аккомпаниатора. Наблюдать за ними в моменты дележки партий и репетиций было интересно. Разучив произведение и удобно расположившись за инструментом, каждый ставил перед собой свои ноты. Дети старались сыграться.
Хорошо, если произведение начинал кто-то один - тогда второй просто пытался вовремя включиться в заданный темп. А если начать надо было сразу обоим, начинались проблемы. Игра начиналась по условному знаку - кивку головы старшей дочери, после которого она громко диктовала:
-И…-раз-и-два-и-три-и четыре…
Сыну не всегда удавалось вступить в игру вовремя. Ребенок постоянно отвлекался но что-нибудь еще. То ему непременно хотелось поставить поровнее свои ноты, то требовалось почесать какое-то место, то посмотреть в окно на играющих в футбол друзей. В итоге, он не успевал вовремя начать свою партию. Затем все повторялось сначала:
-И…-раз-и-два-и-три-и четыре…
Так продолжалось до тех пор, пока девчонка приходила в негодование от несобранности брата и иногда отвешивала подзатыльники маленькому аккомпаниатору. Будучи воспитан джентльменом, тот не мог ответить сестре тем же. Сын хмурился, останавливался и убирал руки с клавиш. Понять его было несложно. Ребенок тоже хотел чувствовать себя солистом, а не партнером. Непременно желая поразить слушателей своим исполнением, он громкими басами заглушал мелодическую линию, исполняемую сестрой. Произведение теряло свою идею. В таких случаях дело могло доходить чуть не до драки. Дочь в гневе вскакивала со своего места и заставляла бедолагу тренироваться.
Как-то придя с работы, я застала сына, сидящим за инструментом перед открытыми нотами. Он отчаянно рыдал, рассматривая свои руки. Долго я не могла добиться от него внятного ответа и выяснить, что произошло. По детскому лицу катились здоровенные слезы. Всхлипывая, он все-таки ответил, что вызвало столь бурные эмоции:
- Не хочу больше ходить на эту вашу музыку! Будут у меня пальцы длинные, как лапша.- Но почему именно лапша? Это было понятное лишь ему сравнение.
В результате недолгих мытарств мы все-таки решили прекратить занятия музыкой. Тем более, дочь музыкальную школу уже заканчивала.
Все же пальцы его выросли на зависть длинными, красивыми и совсем непохожими на лапшу, несмотря на то, что сын забросил занятия музыкой.
Буду рада Вашим "Лайкам", комментариям и подписке