В моем детстве над нашим городом часто летали самолеты. Жив еще был аэропорт «Быково». В основном это были небольшие пассажирские лайнеры: Ан-24, Ил-18, Як-40, Як-42. Все-таки «Быково» был не самым крупным аэропортом столицы.
Реже в нашем небе можно было увидеть Ту-154, Ил-62. А благодаря соседству с Жуковским, пролетали над нами Ил-76 и Ил-86.
Не казался нам какой-то экзотикой и чехословацкий L-410. Многие его помнят по фильму «Похищение «Савойи».
Мы привыкли к шуму авиалайнеров над нашей головой и почти не обращали на него внимания. Более того, любой уважающий себя мальчишка, мог только лишь по звуку двигателя определить, какой самолет пролетает над городом. Я тоже это умел. Давно. Еще до новой эры.
Сейчас уже не вспомню, в каком по счету классе я учился, когда в нашу школу перевелся один мой детсадовский товарищ. Его родители переехали жить из поселка Красный Октябрь в микрорайон Холодово, а сам он стал учиться в параллельном классе. Я часто бывал у него дома, он с гордостью показывал мне свою коллекцию сборных моделей самолетов. Собирать и клеить эти модели - и было его увлечением в то время.
- Знаешь, - говорил он, - моя мечта – собрать ТУ-144. Это наш советский «Конкорд». Но, к сожалению, это такая редкая модель. Выпускают только немцы. Я еще нигде не видел, а то бы сразу купил.
В лучших традициях Шуры Балаганова, я тоже сразу захотел в Рио-де-Жанейро и белые штаны. В том смысле, что его мечта перекочевала и ко мне. Я тоже жутко захотел ТУ-144.
Опыт собирания моделей у меня к тому времени был совсем небольшой, и не сказать, что он меня очень понравился.
Однажды мой отец принес домой какую-то коробку и сказал:
- Вечером, как сделаешь все уроки, будем собирать корабль.
Меня это заинтриговало. Я посмотрел на коробку, на ней был изображен крейсер «Аврора». Все чин по чину: три трубы, пушки, шлюпки. На картинке все выглядело весьма красиво и солидно.
Вечером, расположившись за столом, мы вскрыли коробку. Изучили инструкцию и стали отделять пластмассовые детали от каркаса. Поначалу все шло как по маслу, но когда дело дошло до мелких деталей, вдруг оказалось, что руки у меня растут не из того места. Детальки постоянно высказывали, не хотели вставляться в пазы, приклеивались куда угодно, только не туда, куда нужно. Да еще и клей жутко пах ацетоном. В конце концов, мама не выдержала.
- Сворачивайте свою богадельню. В доме дышать нечем от вашего клея, как спать будем?
Собственно, на этом с «Авророй» все и закончилось. Но в целом, крейсер получился. Подумаешь, не хватало у него пушек, шлюпок, поручней и прочих мелочей. В море ведь не это главное, правда?
Вот с таким опытом сбора моделей я и подошел к моменту своего увлечения авиастроением. Квартира у нас к тому времени была уже двухкомнатной, модели я клеил в своей комнате, и нареканий на запах клея не поступало.
Я быстро понял, что самые красивые модели получаются из конструкторов производства ГДР. Немцы не только клали в набор пластмассовые детали лайнеров и клей. К клею всегда прилагалась кисточка, а к самой модели переводные картинки с опознавательными знаками самолетов. В отечественных конструкторах всего этого не было, да и сама пластмасса оставляла желать лучшего.
Первой моей моделью стал МИГ-21 из немецкого конструктора. Потом были отечественные – МИГ-15 и МИГ-23.
Это было недешевое удовольствие, особенно, если покупать немецкие модели. Тем не менее, самолетов в квартире становилось все больше. А модель лайнера ТУ-154 я и вовсе решил усовершенствовать, вставив в нее лампочку от фонарика соединенную с квадратной батарейкой. Окошки самолета стали светиться, получился ничего себе ночник.
Когда не было самолетов, клеил вертолеты. Но это так, чтобы не терять квалификацию.
Мечтой же был ТУ-144. Увлечение продолжалось года два-три. Я бродил по всем магазинам в поисках этого счастья. А его все не было и не было. Наконец, однажды, я от кого-то услышал, что магазине в д.Клишева кто-то вроде бы недавно видел что-то подобное. Я подорвался туда, и о радость! То, что я так долго искал, нашлось! Конечно, я выпросил у родителей денег на эту покупку. Но… я так и не собрал ТУ-144.
Почему то начав работу, я почувствовал огромное разочарование. Интерес к тому, к чему стремился два, а может и три года угас в одно мгновение. Недоделанная модель ТУ-144 еще долго валялась в коробке под шкафом.
P.s. Кстати, а вот летать на настоящем самолете мне в моем сознательном детстве не довелось. Хотя знаю, что, когда мне было примерно четыре года, мы с бабушкой именно самолетом возвращались домой из Алма-Аты. Но память сохранила лишь поездку на такси из аэропорта домой.