После большевистской Октябрьской революции 1917 года Ватикан занял выжидательную позицию в отношении Советской России. Поначалу большевизм рассматривался как "подарок судьбы" для Святого Престола, призванный полностью искоренить царизм, служивший опорой Русской православной церкви. Победа "белых" в гражданской войне в России для Ватикана считалась большим злом, чем временная, как считалось, победа "анархистского" большевизма.
В случае победы "белых" вожделенная надежда Святого Престола на возвращение Русской православной церкви под контроль Римско-католической отодвигалась на неопределенное время.
Именно поэтому, практически сразу после Октябрьской революции Ватикан старался наладить контакты с Советской Россией. У Римской курии сложилось мнение, что в этот непростой для России период и в условиях ее международной изоляции, у Ватикана появился реальный шанс значительно усилить позиции римско- католической церкви на канонической территории ее исторического противника- Русской православной церкви.
Одним из сторонников выстраивания прагматичных отношений с Ватиканом был наркоминдел Советской России Г.Чичерин. Он считал, что в условиях политической изоляции было важно получить юридическое признание Советской России со стороны Ватикана, что, по мнению Чичерина, улучшило бы отношения с Польшей и Литвой.
Во время работы Генуэзской конференции в апреле 1922 года у Г.Чичерина были контакты с представителями Святого Престола, в ходе которых обсуждалась возможность налаживания конструктивного диалога между Советской Россией и Ватиканом. Однако реально "конструктивного" диалога не получилось. Большевики не хотели идти ни на какие уступки, рассматривали римско- католическую церковь как идеологического конкурента и пытались использовать контакты с Ватиканом для укрепления своих позиций на переговорах с западными странами.
В начале 20-х годов в Советской России начались массовые компании по экспроприации церковного имущества. Не обошли они и римско- католическую церковь, которая была вынуждена перейти фактически на нелегальное положение.
В 1929 году Ватикан прекратил все официальные контакты с Советской Россией в знак протеста против преследования религиозных деятелей и закрытия храмов. Перед началом Второй мировой войны в Советском Союзе осталось только два действующих католических храма, да и те имели статус храмов " при иностранных дипломатических представительствах".
В период нахождения у власти И.Сталина линия Советского государства в отношении Ватикана была открыто враждебной. В 1929 году Сталин назвал Папу Римского Пия XI - одним из главных врагов коммунизма и обвинил его в "организации крестового похода против Советской России".
В свою очередь в Ватикане в 1937 году вышла энциклика "Об атеистическом коммунизме" , в которой Папа предал анафеме как коммунистическую идеологию, так и всех ее последователей.
Политика Ватикана в ходе Второй мировой войны была неоднозначной. Римская курия, практически до полного разгрома фашистского блока, занимала двусмысленную позицию по отношению к воюющим сторонам, что вызывало серьезную критику Ватикана со стороны союзников по антигитлеровской коалиции.
Дело в том, что Ватикан в период Второй мировой войны попал в политическую ситуацию, при которой при любом послевоенном политическом раскладе Святой Престол оставался в позиции проигравшего.
В случае победы фашистских режимов, с их антиклерикальной и антирелигиозной прпагандой, позиции Ватикана были бы сильно ослаблены. С другой стороны, победа атеистического Советского Союза и его союзников- протестантов США и Великобритании тоже не обещала ничего хорошего Ватикану. Все это и послужило причиной того, что ватиканская дипломатия всю Вторую мировую войну пыталась лавировать между двумя враждующими лагерями, чем и вызвала серьезную критику со стороны держав- победительниц.
С 1946 года стратегия Ватикана была направлена на "отбрасывание" коммунизма и СССР "во имя спасения христианской Европы". В своем апостолическом послании в феврале 1949 года Папа Пий XII приветствовал планы по созданию НАТО. В том же 1949 году был опубликован декрет, согласно которому от церкви отлучались коммунисты и все кто с ними сотрудничает или читает коммунистическую печать.
Пий XII скончался в 1958 году. С кончиной этой неоднозначной личности, о связях которого с фашистскими режимами до сих пор спорят историки, завершилась эра жесткого противостояния на международной арене и на идеологическом поле между Ватиканом и Советским Союзом.
Продолжение следует.
Если вас интересует проблематика международных отношений, подписывайтесь на канал и высказывайте свое мнение.
.