За первое полугодие 2018 года наши соотечественники суммарно оставили в зарубежных интернет-магазинах $5,19 млрд! Согласно данным Сбербанка, в первом полугодии 2017 года эта сумма была существенно меньше – на 24%. Эксперты из Ассоциации компаний интернет-торговли предполагают, что к концу 2018 года расходы россиян в этом сегменте увеличатся до $11-12 млрд. Для сравнения: в 2017 году объем средств, потраченных россиянами в зарубежных онлайн-магазинах, составил всего $8,9 млрд.
В иностранных интернет-магазинах, в основном, приобретают одежду и обувь, канцелярские товары, мелкую электронику, косметику, аксессуары и товары для дома. Средний размер чека составляет примерно 1,5 тыс. рублей. Безусловно, основной объем покупок приходится на «Алиэкспресс» и аналоговые торговые площадки.
Помимо расходов в иностранных интернет-магазинах, наши соотечественники активно приобретают товары в российских онлайн-магазинах, однако эти товары несколько отличаются от тех, что приобретаются через зарубежные торговые площадки. Обычно, это электроника, бытовые приборы, мебель, книги, продукты и т.д. Согласно данным Morgan Stanley, расходы россиян в отечественных онлайн-магазинах могут превысить расходы на зарубежных сервисах: в 2018 году россияне потратят примерно $19,8 млрд на онлайн-шоппинг.
Основной вопрос заключается в следующем: почему расходы россиян в иностранных интернет-магазинах растут? Учитывая ослабление рубля, зарубежные товары должны были подорожать. Кроме того, у большинства россиян не растут доходы, или же растут, но незначительными темпами. Однако, заграничный онлайн-шоппинг пока оказывается выгоднее российского. Среди причин популярности иностранных интернет площадок пользователи также отметили более широкий ассортимент товаров и наличие эксклюзивной продукции, которой нет в России.
На данный момент при покупках дешевле 1 тыс. евро в месяц НДС и таможенные пошлины оплачивать не нужно, однако в следующем году ситуация изменится: сумму, с которой не платится НДС, снизят до 500 евро, а в 2020 году – до 200 евро.