(лирическая кинозарисовка ко Дню Учителя)
Посвящается нашему Учителю математики
Владимиру Мироновичу Сапожникову...
Нас часто спрашивают, за что мы ненавидим футбол.
Но, собственно, за что его любить? Двадцать два набриолиненных и татуированных мужчины, каждый из которых получает в день годовой бюджет какого-нибудь райцентра, делают вид, что борются за мяч, что они пытаются забить его в ворота, что им это интересно, зрители, махнув по двести и лузгая семки, стараются по мере сил поддержать их в этом заблуждении...
Но на самом деле футбол я все-таки люблю. И Чемпионат Мира по нему тоже люблю. Причем не вообще чемпионат, а именно итальянский, 1990 года.
Потому что лето того года – это последние экзамены, это Выпускной и прощание со Школой, это абитура и Физтех... И почти каждый матч – какое-то событие. И помнишь почти все, до самых маленьких деталек иной раз.
1 июня, Сочинение.
Характерно, что его я написал дважды. Спасибо Марине Иосифовне и Наталье Ефимовне, подготовили. На Физтехе ведь в абитуре тоже надо было писать, но я этого делать не стал, а вспомнил свое школьное, благо чуть больше месяца прошло, ловко переиначил вступление, чтоб под нужную тему подогнать – и готово! Я и теперь всегда так поступаю. Хорошая история – под любую тему подойдет, и сама себя напишет.
А Чемпионат Мира еще не начался, все в предвкушении. Сборная СССР тоже строит определенные планы, мечтая повторить «серебряный» успех Евро-88, но... Но надеждам не суждено сбыться, и никто еще и не подозревает, что именно под названием «СССР» команде осталось сыграть считанное число матчей...
8 июня, Алгебра (экзамен)
Ну а вечером того дня – первый матч, и первая же сенсация. Камерун обыгрывает действующих чемпионов, Аргентину, и в нашу жизнь тут же входят такие прекрасные слова как Омам-Бийик, РожеМилла и Маканаки
А Мироныч сказал бы про это так: «Вот негры в Африке, в Камеруне... Им говорят – ешьте бананы! А они в ответ – нет, мы хотим учиться играть в футбол, хотим обыграть чемпионов мира! Вот у них тренер, Непомнящий. Он – простой советский тренер, так же как я – простой советский учитель...»
9 июня, первая игра наших, и достаточно безвольное поражение от Румынии
Первый гол особенно обидный, кумир детства Ринат Дасаев зачем-то заранее решил, куда полетит мяч, и завалился в угол, а мяч-то полетел туда как раз, где он стоял...
Слово Миронычу: «Дасаев... Чтобы получить пять на контрольной по математике – надо не просто решить все задачи. Надо решить те задачи, которые были заданы! Если ты решил правильно, но другие задачи – мне придется поставить тебе «два»! Вот Дасаев: он ловит мяч, который летит в правый угол, молодец... Но мяч-то полетел в левый!»
А второй мяч – так и вообще. «Судья продажный» поставил «точку», хотя игра рукой была метра за полтора до штрафной...
Мироныч: «Точка... Вот ты делаешь чертеж, чтобы решить задачу по геометрии. Но ты делаешь его неправильно! Это не чертеж! Объясняю, почему. Вот ты думаешь, что это – точка. Но это не точка в геометрическом смысле! Во-от... теперь ты ставишь рядом букву «А», теперь все понятно. Это – точка А. Теперь ты можешь решать задачу по геометрии!»
14 июня, Геометрия (экзамен). СССР – Аргентина 0:2
Марадона, конечно, игрок великий, но... опять «рука Бога», только на этот раз он не забивает ей, а наоборот, защищает свои ворота от верного нашего гола, при счете 0:0
«Марадона... Выйди на Калининский проспект, зайди в любой двор, где в футбол играют – там каждый второй Марадона! Каждый первый, каждый нулевой! Вот порядочных людей мало...»
Хотя свой вклад в сценарий Чемпионата наши спортсмены все-таки внесли. В безобидной ситуации в той игре получает тяжелую травму основной вратарь Аргентины, а на его место выходит запасной Серхи Гойкоэчеа, который вскоре «вытащит» две серии пенальти, и полумертвая Аргентина на его руках буквально вползет в Финал. В общем – все не просто так, во всем есть смысл.
Мироныч: «В геометрии нет лишних слов. Каждое слово для чего-то нужно. Вот ты даешь определение параллельных прямых, говоришь, что параллельные прямые – это те, что не пересекаются, и забываешь слова «в одной плоскости»! Теперь ты говоришь бред. Потому что прямые могут не пересекаться и не быть параллельными! Тогда они являются... скрещиваться вы будете после уроков, когда я разрешу... А прямые – являются скрещивающимися!»
18 июня, Физика (экзамен), СССР – Камерун 4:0
Наших «прорывает», но победа не дает абсолютно ничего, последнее место так и остается последним
Мироныч: «Всё нужно делать вовремя! Если ты решишь все задачи, и решишь их правильно, но на следующий день – тебя не примут на Физтех! Потому что всему – свое время. Вот на Физтехе есть преподаватель, кОзел (Козел Станислав Миронович, факт – прим.авт.) Однажды к нему пришел студент сдавать экзамен, кОзел его спрашивает: как ваша фамилия? А тот отвечает – бАран. кОзел его взял и с экзамена выгнал. И правильно сделал!»
19 июня, Выпускной.
Может, для кого-то выпускной – это там пароход на Москве-реке, шампанское опять же рекой, стрельба из всех видов оружия, поцелуи на лестнице и в спортзале, то для кого-то – это матч Италия – Чехословакия, 2:0, и фантастический Роберто Баджо, вмиг ставший кумиром после забитого мяча, по прямой прошел к воротам, как по струнке!
Мироныч: «Вот Баджо! Хороший игрок, согласен. Он хорошо учил геометрию в школе, поэтому он знает, что кратчайшее расстояние между двумя точками – это прямая! И он так и играет. А вы думаете, что геометрия вам в жизни никогда не пригодится...»
А потом... А потом было много чего еще
И Феллер плюнул в Гуллита, или наоборот
«Феллер, встань, выйди вон с поля, успокой нервную систему. Стой, иди обратно»
И Марадона поцеловал Каниджу
«Если ты хочешь поцеловать своего партнера по команде – тебе надо сходить к врачу»
И талантливый алкаш Гаскойн четко разрезал оборону Камеруна и все-таки выбил их с Чемпионата
«Вот Пол Гаскойн. Он умеет делать правильное сечение в конусе, хороший ученик. Берите с него пример»
Но дальше – уже абитура, и другая, в общем, история
Да, а выиграли немцы в итоге. В футбол играют все. А выигрывают...
«Вы все хорошие ученики, прилежные, старались, учили геометрию. Но контрольную все равно лучше всех написал Попеленский!»
И каждый раз, когда смотришь очередной Чемпионат Мира – все равно видишь тот самый, итальянский, и снова сдаешь Миронычу выпускные алгебру с геометрией...