Найти тему
Vlad Nesynov

Озеро Сердце

Очень хочется дойти до озера Сердце. Компания туристов из 4 человек -я, мой сын Никита и его дворовые пацаны - Дюша и Дима. Наша экипировка простая, и обувь неподходящая. Метеопрогноз тоже плохой. С надеждой о хорошей погоде собрали два рюкзака: запасная одежда, спальник, одеяло, палатка, фотоаппарат, акриловые краски, пара кистей , картонки  и еда. В сопровождении к карте маршрута читаем: "Тропа постепенно набирает высоту. Перед Казачьей поляной - крутые подъёмы. Перед метеостанцией "Хамар-Дабан"ещё один короткий, но очень крутой подъём. Расстояние до метеостанции 22 км, ходовых часов - от 4 до 6."
Из Иркутска до Слюдянки решили ехать на нашей машине. Сложили всё в багажник и , со спокойной скоростью,  отправились через оптовый рынок, где я купил 8 банок Улан - Удэнской тушёнки ,10 штук яблок, 2 банки сгущёнки, лук и вермишель в пачках.

К 12 часам приехали в Слюдянку, хотя и дорога была "гармошкой", и несколько участков ремонтировались с объездами. Нашли автостоянку, оплатили 120 рублей за 3 суток. Вздохнув, пошли через деревянные строения по левому берегу реки Слюдянка. Как всегда, за жилым районом, вдоль дороги лежали кучи мусора и воняло разлагающимися трупами. Но скоро перешли на тропу . Любой ручеёк вызывал бурю эмоций и, каждый из нас, черпая воду ладонью, делал по глотку. Незаметно перешли на правый берег. Вода в реке холодная до ломоты. Но дорожка с мягкой травой и приятно идти босиком. Небо стало затягиваться тучами и закапал дождь. Прогремел гром и я подумал, что может это грозовые тучи и долго дождя не будет. В обуви захлюпало, одежда намокла. Бодро прошли мраморный карьер. А перед подъёмом к Казачьей Поляне мальчишки "сломались" и даже мечтали вернуться домой.
  Когда шли по тропе, то встречали туристов разного возраста (кроме детей). Все без исключения здоровались и это создавало особую торжественную обстановку . Мы шли упорно, проходя преграду за преградой: скользкие брёвна в воде, набирающие воду тропы. Сухого места не  осталось. Перед подъёмом на Казачью Поляну отклонились вправа  и попали на чернику, хрустящую под ногами. Потеряли 30 минут. Тропа превратилась в маленькую речушку. Никита и Дюша продвигались хорошо, а Дима и телом поздоровее, но запаниковал, сел на камень, спросил, сколько идти ещё. Я ответил, что  немного осталось. И тут его понесло. Он обхватил голову руками со словами:
 - Вы всегда так отвечаете! Я устал! Я голодный! Я замёрз!

-2

  Дождь шёл как из ведра. Когда вышли на Казачью Поляну мне стало  спокойнее. С Дюшей и Никитой посмотрели карту - до метеостанции осталось метров 800. Дима отстал, но его крики мы слышали и дружно на них отвечали. После Казачьей поляны опять пошёл подъём. Но, к счастью, он был короткий. Никита и Дюша, ушедшие вперёд, скоро закричали:
- Мы сделали это!
 Потом признались.что Никита увидел первое строение - туалет, и пришёл от этого в восторг , далее увидев дом и постройки.
 Из главного дома вышел метеоролог и , опытным взглядом посмотрев на нас,  сказал:
 - По 50 рублей с человека за ночлег.
В наспех сколоченную конуру с полатями до нас пришли 5 человек: женщина по имени Алевтина, её дочери Маша и Настя, и их друзья - Рома и Дима. Они с трудом разожгли печь. Сырые дрова и печь затухала и дымила. Чайник  вскипятить не удалось. С нашей одежды текло и мы её выжимали. Кинув от стены к стене верёвку надеялись высушиться. Гор не видно. Всё в воде. Устали. Я съел два зелёных сладких перца, а ребята банку сгущёнки с лавашем на троих. После этого легли спать. Мы с Никитой под голову положили чуть влажный спальник и накрылись моей чудом оставшейся сухой курткой. Голые ноги торчали снаружи.
 Пришёл метеоролог и извинился, что нам не даёт дров:
 - В мае вы не придёте ко мне помогать пилить и тащить дрова.
 Пригласил Алевтину к себе в дом с котелками, чтобы приготовить чай. Мы уснули. Уже ничего не хотелось. Не знаю как мальчишки, но я спал так, казалось ,что и не спал. Отдыхал, а ноги начали мёрзнуть. Я тихонько сказал Никите:
 - Давай спальник вытащим из мешка и накроемся, а куртки запихнём в мешок и положим под голову.
 Он согласился и даже обрадовался. Я тут же это сделал. Но под спальником на меня вдруг навалился озноб и затрясло. Я прижался к Никите, мы обнялись и тряска быстро прошла.
  Утром шёл дождь. Горы были закрыты облаками. Вчерашняя усталость, мокрые вещи. Соседи спросили:
 - Вы собираетесь идти дальше?
 - Нет. Мы идём вниз. Всё мокрое, горы закрыты. Никакого смысла нет, -ответил я.
  Мальчишки съели ещё банку сгущёнки, упаковались и двинулись обратно с хорошим настроением. Ещё вчера у Никиты была мечта , которую он озвучил:
 - Вот бы сейчас взять и телепортироваться домой!
Метеоролог подошёл ко мне :
  - Будьте максимально осторожны! Выпало большое количество осадков и теперь вода в реке поднялась так, что, возможно, некоторые переходные брёвна затопило. Нужно будет искать проходы берегом. Если же будете реку переходить в брод, необходимо запастись (вырубить) по длинной крепкой палке, чтобы в неё упираться.
   Из этих слов я понял, что приключений нам не миновать, а в душе молился, чтобы всё обошлось без злоключений.
   Мы начали спускаться быстро и бодро. Дима и Дюша шли впереди, а мы с Никитой, меняясь рюкзаками, не торопились, соблюдая осторожность и идя друг за другом. Чем ниже спускались, тем было суше. Дождь завершился. В удобном месте пообедали. Съели по банке тушёнки и по пачке вермишели.
  Впереди столкнулись с преградой. Река разлилась, течение сильное. Перед нами группа из четырёх человек (три парня и девушка) взяли друг друга за руки и цепью пошли в брод, повернувшись задом к течению. Мы стали наблюдателями с берега. Вода сбила первого идущего с ног, но девушка его удержала, он сгруппировался и встал на ноги. Только это сделал, как с ног сбило девушку, идущую второй. В её глазах был жуткий страх. Но парни её удержали. Она несколько раз пыталась встать, но вода её сбивала. Наконец закрепилась и сантиметр за сантиметром они продвигались . Вода делала бесконечные попытки разорвать их цепь и сбила с ног парня, идущего четвёртым. Третий его удержал. Всё - они перешли! Мы с восхищением на них смотрели и поняли, что так не сможем. Риск разбиться о камни и  шум воды заставили нас отступить, искать другой путь. Приняли решение пойти берегом. Увидели вдохновляющую тропу, но, как оказалось, жуткую и опасную. Вниз лучше  не смотреть. Прошли подъём и  после спуска увидели другую группу туристов, которая нас "порадовала" словами:
 - Потеряли время. Тропа привела нас к  голым скалам, оборвавшись у прижима.
  Мы, переведя дух, пошли обратно через ужас. Меня, признаться, заколотило. Наше положение казалось безвыходным. Внимательно осмотрев с расстояния левый противоположный берег, на который  нужно было перейти, я принял решение вернуться назад по тропе к последним качающимся брёвнам, пройти по ним, и попробовать двинуться вдоль обрывистого левого берега к проходу, где цепью опять кто-то пытался пройти реку.
  После брёвен шли по воде у скал, подымались вверх, ползком. На одном из спусков у Никиты лопнула лямка и рюкзак полетел  в реку. Упав в небольшую заводь, он медленно поплыл к быстрому течению. Никита чудом быстро спустился и в последний момент схватил уплывающий рюкзак.
 - Молодец, Никита!, -выкрикнул я.
  Двинулись дальше, и, ура,вышли на проход! С правого берега люди под грохот воды кричали нам:
 - Как вы прошли!?
И мы показывали знаками, что нужно вернуться назад к качающимся брёвнам... И у нас и на том берегу были улыбки - выход есть!
 Никита одел большой рюкзак, а я маленький с одной лямкой. Дима и Дюша оторвались вперёд по тропе. Вдруг послышался звук машины. И,действительно, по дороге, если можно её так назвать, двигался "Урал" с туристами в кузове. Водитель остановился около нас, севших передохнуть и сказал, что если мы идём вниз, то он скоро вернётся и нас подберёт. Тут же всё заболело и никуда я и Никита не пошли. Появилось солнце. Мы ждали, а он всё не ехал. Даже замёрзли. Немного прошли, чтобы согреться и опять остановились .Наконец-то едет. Остановился, вылез из кабины и сказал, чтобы платили по 100 рублей с человека. Я сказал,что у меня всего 50 рублей за четверых. Ему деваться было некуда и он согласился. Теперь бы только подобрать пацанов. Мы ехали и я искал глазами Дюшу и Диму. Увы, их нигде не было. В голову лезли всякие глупости. И, более всего, я не понимал, почему они нас не ждут, и вообще, куда делись?
  "Урал" дотащил нас до Слюдянки. Довольные, что мы приехали, но в ужасе, что неизвестно где Дима и Дюша, где их искать, мы шли до автостоянки. Через 10 минут появились Дима и Дюша, решив , что нас обогнали. Глаза их округлились от того , что мы с Никитой уже возимся у машины.
  На следующий день собрались из Иркутска в Манзурку в Заречье. У Никиты в глазах появились слёзы и он сказал:
 - Вчера так мечтал о доме и теперь опять ехать! Ещё вся одежда мокрая!
 Но мы собрались и поехали. Лето-то короткое в Сибири! А то, что дождь -ерунда!
 .