Трилогия Голодных Игр глубока и интересна. Её следует рассмотреть внимательно. Поэтому сначала мы обсудим первые два фильма серии "Голодные Игры", The Hunger Games (2012), Гарри Росса и "Голодные игры. И вспыхнет пламя", The Hunger Games. Cathcing Fire (2013), Фрэнсиса Лоуренса.
Фильмы сняты по одноименному роману Сьюзен Коллинз. Трилогия, как и роман в целом, весьма заметно пошумели, поэтому пересказывать сюжет не буду. А лучше сразу обратим внимание на самые интересные и концептуальные моменты трилогии.
(Речь идёт именно о мире, переданном в экранизации. В романе Коллинз мир более развёрнут и глубок. Но мы же с вами фильмы обсуждаем, верно?)
Мироустройство
Человечество живёт на двенадцати территориях, именуемых дистриктами, вокруг Капитолия - столицы. Каждый дистрикт населён людьми, выполняющими определённую работу. Голод, рабский труд, повсеместные ограничения свободы. 74 года назад дистрикты поднимали восстание против Капитолия. Жёстко его подавив Капитолий устанавливает суровый порядок. Для демонстрации своего превосходства, для подавления и запугивания населения дистриктов, а также для развлечения граждан Капитолия, Капитолий ежегодно устраивает реалити-шоу под названием "Голодные игры". Участники для игр отбираются случайным образом из детей дистриктов от 12 до 18 лет. Далее дети проходят короткий курс выживания и выбрасываются на псевдоприродный полигон, где начинают, мягко говоря, друг друга рубить в капусту на протяжении недели, пока в живых не останется только один. И всё это под улюлюкания ведущих, рёв зрителей, тотализатор и др. неотъемлемые атрибуты шоу.
Как и полагается антиутопиям, мир достаточно суров и жесток. Диктатура тотальная и беспросветная. Но есть в первых фильмах один важный аспект, который помогает легче понять систему. Это мелкие элементы неповиновения. Охота на территориях, где охота запрещена, чёрный рынок, трухлявые электрозаборы без электричества и др. Власть Капитолия номинально тотальна, то не абсолютна.
Также великолепно передана система политической устойчивости Капитолия, выстроенной на лояльности ближних дистриктов, где даже участие в Играх становится атрибутом конкуренции между молодыми людьми и девушками.
В итоге мы видим очень стабильную политическую систему, заслуживающую всяческих похвал. Ну и нельзя не отметить Римский Имперский прототип, который авторы не стесняются прятать.
Миф
Работа авторов с мифом начинается, когда Китнисс Эвердин ломает правила Игр и выводит из Игры вместе с собой своего друга Пита Мелара. Она становится символом неповиновения. С этим образом очень аккуратно работают как революционеры, так и Капитолий. Только первым надо его укрепить, а вторым - разрушить. При этом, всё выполнено очень грамотно, очень близко к работе с мифологизацией, используемой в реальном мире спецслужбами разных стран. На эту тему написано много книг. И авторы, судя по всему, с некоторыми из них близко знакомы.
Гностика
Привлекает внимание глубокая проработка гностического общества и психология поведения толпы. Здесь в открытую не говорится, что в дистриктах живут не полноценные люди, однако в разговоре Президента с Распорядителем игр говорится, что там живут одни неудачники. И что жалость или симпатия к ним - отвратительны. На мой взгляд, изображён общественный строй, описываемый формулой "Град на холме". Т.е. Имеется мировой Город, где живут лучшие люди - элиты, сливки сливок - и мировая Деревня, где живут все остальные - обслуга, рабочие, и др. Стоит ли напоминать, что формула "Град на холме" - концепция мироустройства, взятая на вооружение и реализуемая уже более 200 лет государством, называемым США? До США эту формулу использовали древние римляне. Рим, как Град на холме, колонии - как источник римских благ. Параллель США с Капитолием и Капитолия с Древним Римом периода упадка сквозит отовсюду. Напыщенные жители Капитолия, ходящие петухами. Трибуты как гладиаторы на арене полигона Голодных игр как в амфитеатре. Даже образ тошнотворного, что позволяет очистить желудок неопатрициев для потребления всё больших и больших объёмов яств есть прямая отсылка к Риму. Отсюда и поведение толпы зрителей. Они тонут в потреблении. Они слабы. Бесконечное потребительство всегда порождает жестокость. Это прорва, которая жаждет новых и новых источников "еды".
"Агрессивные и жестокие позывы имеют право на осуществление. Хотя бы потому что они есть и настойчиво требуют удовлетворения" (с) (Де Сад). Удовлетворением этих потребностей в том числе и занимаются Голодные игры. Не думаю, что у Сьюзен Коллинз и режиссёров возникли проблемы с описанием толпы зрителей, жестоких и расчётливых военных, прагматиков-политиков и др. Прототипов в нашем мире до и больше. Поэтому они получились такие точные и колоритные. Аплодирую стоя.
Огорчили мотивации некоторых необходимых поворотов сюжета.
Во-первых, никак не могу понять, почему в дистриктах не налажена система подготовки трибутов для игр. Вскользь говорится, что в дистриктах 1 и 2 молодые люди и девушки с раннего возраста проходят обучение по курсу выживания и боевую подготовку в специализированных академиях, а затем по мере готовности идут добровольцами. Более того, почти всегда они побеждают. Так почему же дистрикты не воспитывают своих гладиаторов-добровольцев? Ведь при таком обучении, при столь сильной мотивации победы и защиты родных поселений уже через два-три поколения мастерство трибутов-добровольцев превзойдёт мастерство кадровых военных. Да и банально с прагматичных целей организаторов шоу намного зрелищнее становится сражение подготовленных бойцов, нежели случайных малолетних рубак.
Во-вторых, с точки зрения зрелищности, мясорубка в самом начале шоу малоинтересна. Она несёт сразу очень много жертв. Спорно, конечно, но мне кажется, что намного более интересным является многоразовое столкновение трибутов друг с другом, искусственно прерываемое по желанию зрителей. В наше время это делалось бы телефонным голосованием в режиме онлайн во время драки. Но в фильме есть только помощь спонсоров, существенно меняющая ход игр.
В-третьих, даже на современном уровне технологий восстание гражданских против силовиков заканчивается жёстким подавлением гражданских. Потому что есть такая штука как пулемёт, уничтожающая толпы митингующих. И есть военные спецы, которые этим пулемётом орудуют в сотни раз эффективнее, чем гражданский, эту штуку заимевший. Восставшим всегда нужны свои военспецы, оружие и средства уничтожении тяжёлой техники. А значит, при отсутствии специально воспитываемых трибутов-добровольцев в каждом дистрикте им должны помочь сами миротворцы или третья сторона, о чём мы узнаем позже.
В общем, кино получилось добротное. Мир проработан очень хорошо. Кто читал мои отзывы ранее уже заметил, что притягивают меня фильмы с описанием вероятных будущих мироустройств, а так же их практическое применение. "Голодные игры", на мой взгляд, лучше других описывают систему, в которой окажется мир в случае укрепления гегемонии США по стратегии Града на холме. И просто не могу не отметить, что эта стратегия очень созвучна стратегии Третьего Рейха.
(Предлагаю ознакомиться с обзорами и на другие фильмы: Смотрим вместе)