Найти тему
Ежефото

Композиция в фотографии и живописи

Когда была изобретена фотография, много говорили о том, не вытеснит ли она живопись. Сегодня можно с уверенностью говорить о взаимном влиянии, а не о конкуренции. Фотография во многом опирается на опыт композиции и колористики, проработанный столетиями усилий живописцев. Есть и обратное влияние. Моментальная фотография открыла для художников совершенно новый подход к композиции. В истории живописи, как и в ее наследнице – постановочной фотографии, полотно вмещает все, что хотел сказать художник, не больше и не меньше. Моментальная фотография показывает фрагмент жизни, и создает чувство, что за кадром осталось еще много неизведанного. Здесь возможны обрезанные части перспектив, улиц, домов и даже людей.

В этой статье я хочу поговорить о двух произведениях, в которых художники воспользовались этой новой выразительной возможностью и о принципах композиции как таковой. В современном мире, где каждый может сделать качественные снимки, особое значение приобретает умение найти среди миллиардов возможностей тот самый кадр, создать композицию.  И, я думаю, что  сравнение композиции работ Кайбота и Дега поможет создавать или находить собственные фотошедевры.

Перед нами два полотна художников конца 19 века. В обоих очевидно влияние моментальной фотографии на композицию. Первая картина «Парижская улица в дождливую погоду» Гюстава Кайбота была написана в 1877 году.

Впервые эта картина была выставлена на 3-й выставке импрессионистов  вместе с другими картинами Кайботта. После смерти художника в 1894 году она перешла к его брату Марсиалю. В 1954 году картина была продана американскому промышленнику Уолтеру Перси Крайслеру, основателю автомобильной корпорации Chrysler, а в 1964 году была приобретена Чикагским институтом искусств, где и находится до сих пор, в коллекции европейской живописи и скульптуры. Сложная композиция картины бесконечно завораживает ощущением разнонаправленного и не связанного друг с другом движения людей и экипажей. Архитектура при этом выглядит монументальной и нерушимой. просторный перекрёсток, наполненный воздухом и нюансными бликами света, пропитан спокойной и прохладной атмосферой дождливого дня.

Картина Эдгара Дега «Граф Лепик. Площадь Согласия» предполагает решение немалого числа загадок. В сущности, неизвестно, при каких обстоятельствах она создана. Предполагают, что она написана 1876 году, но даже это не точно. Картина не была заказной и, показывая своих друзей писателя Алеви и художника Лепика с дочерьми, художник представил их участниками непринужденной сцены на самой знаменитой парижской площади. Другой такой композиции ни до, ни после Дега не писал. Нуждаясь в деньгах, он продал свой шедевр графу Лепику, и до конца столетия картина оставалась неизвестной. После нескольких смен хозяев картина попала в Россию и сейчас находится в Эрмитаже.

-2

Кажется совсем не случайным, что картина известна под двумя названиями. С одной стороны, она представляет собой портрет, причем один из самых необыкновенных, а с другой, сцену парижской жизни, в которой пространство пейзажа играет слишком активную роль, чтобы служить только фоном. Сохранился подготовительный рисунок к картине, изображающий дома на улице Риволи, граничащей с площадью. Наряду с виконтом Лепиком, его дочерьми и случайным прохожим площадь Согласия как бы становится еще одним "действующим лицом".

Обе картины намеренно используют особенности моментальной фотографии – люди, экипажи, собаки изображены в движении, никто не позирует, не смотрит прямо на художника, границы холста «обрезают» не только части улиц и домов, но и фигуры людей. Обе являются шедеврами мирового искусства. И если сказать по правде, лично я, попыталась бы сфотографировать улицу так, как написал ее Кайботт. Однако, известный немецкий искусствовед Макс Имдаль пишет об этих двух картинах: «Едва ли нужно говорить о том, что Дега выступает здесь как гораздо более значительный и смелый мастер композиции чем Кайботт.» (Макс Имдаль. Опыт другого виденья. «Дух и Литера». 2011. с. 197).

Для меня это суждение стало неожиданным и мне захотелось разобраться, в чем же преимущество композиции Дега. У Кайботта композиция смелая, и в то же время гармоничная. Главный мотив полотна – пара под зонтиком, расположен в правом нижнем углу картины, на первом плане, почти перекрывая главных героев, расположена фигура мужчины, идущего им навстречу, часть которого в кадр не попала.  Эту группу уравновешивает монументальный ледокол углового здания в левом верхнем углу и жесткая вертикаль фонарного столба в центре картины. Множество вертикалей, читающиеся в архитектуре и темных силуэтах прохожих, поддерживают спокойную гармонию этой композиции.

В картине Дега практически все это же доведено до крайности. Ее композиция отважна и равновесна. У меня она вызывает ощущение ассиметричного карточного домика, где каждая пылинка на своем месте, и даже взмах крыла бабочки может разрушить искусную конструкцию. Если представить, что сигара или зонтик графа направлены чуть-чуть иначе, или, что нет ярко красных акцентов в петлице у графа, на дальнем конном экипаже, руке и лице Алеви, равновесие исчезнет, нижний правый угол безнадежно перевесит верхний левый и вся композиция кубарем покатится в тартарары.  Вертикалей здесь не много, ровно столько, чтобы соблюсти самый легкий намек на равновесие. Фигуры людей не вертикальны, а выражают стремительное движение и уравновешиваются встречной направленностью этого движения. Для искусствоведов остается загадкой, почему на этой картине дочери графа и его собака смотрят и, кажется, движутся в противоположную сторону от стремительных шагов самого графа. При этом фигуры девочек довольно неестественным для идущих вперед людей образом, кренятся назад,  как будто граф подхватил их вихрем своего движения. И все же среди этого разнонаправленного движения царит равновесие.

Что ж, пытаясь объяснить себе слова Имдаля, думаю, дело вот в чем. Особенности мышления человека заставляют его искать гармонии, так называемого равновесия в композиции. Легче всего этого равновесия достичь, поместив самый главный – большой – яркий объект в центр композиции. Но, в таком случае, композиция может восприниматься как постановочная, неживая, застывшая или скучная. Кайботт идет другим путем. Он создает композицию, где верхний левый угол уравновешивает нижний правый. Его композиция воспринимается как смелая и в то же время гармоничная. Но и это не предел возможностей композиции. К этому пределу приблизился Едгар Дега, создавший удивительную композицию на грани неприемлемого для человеческого вкуса, где каждая деталь неотъемлема.

Статья на нашем сайте: Композиция в фотографии и живописи

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте Лайк!
Подписывайтесь на наш канал и читайте ежедневно новые статьи, блоги и темы.

Наши страницы ВКонтакте и Facebook. Там так же много интересного!

Некоторые изображения на нашем канале взяты из открытых источников, Яндекс-Картинок и социальных сетей.