Вечером 29 сентября Белтелерадиокомпания выпустила вечернее шоу "Макаёнка, 9". По словам телевизионщиков, премьере предшествовал год работы, а в итоге получился (цитата из анонса) "симбиоз информационной программы и классического late night show".
Late night show — вечернее шоу с харизматичным ведущим, который в непринуждённой манере беседует с гостями и комментирует текущие события. Неотъемлемая часть современный late night show — музыкальная группа, реагирующая на реплики ведущего и исполняющая отбивки между блоками программы. Как правило, в конце шоу выступает “приглашённая звезда”.
Late night show — раскрученный формат, но что получится, если добавить в него официоза, свойственного “информационной программе” на белорусском телевидении? Правильно: всё, что угодно, только не late night show. Слагаемые вроде бы те же, а результат — на 1,6 тысячи дизлайков только за первый день просмотров новой программы на Youtube:
Мы попытались разобраться, почему “Макаёнка, 9” так не понравилась зрителям.
— если популярный формат изменить — нет гарантии, что результат будет популярным.
Late night show стали популярными, именно в том виде, в котором мы их знаем. Не в каком-то другом. Другие форматы проиграли конкуренцию. Почему на БТ решили, что идея: соединить “Вечернего Урганта” (шоу Дэвида Леттермана, Джимми Фэллона, Джимми Киммела — нужное подчеркнуть) с “Панорамой” — выгорит?
— почему по-русски?
Мы собираемся шутить по-русски лучше Ивана Урганта, для которого пишет крутая команда сценаристов? Ну-ну. Даже титры в первом белорусском late night show — по-русски!
— почему-то всё время показывают одних и тех же зрителей.
Нам после программы реально стало интересно, кто это:
— закон о рекламе? Не, не слышали.
Пытаясь шутить об ограничении на торговлю алкоголем в Минске, авторы программы показали полки, уставленные вином. "Заблёрить" этикетки никто не додумался. Придётся нам выполнить эту грязную работу:
— сослаться на сайт "Правда Гомеля" можно, а на TUT.by — нет
В начале программы ведущий Евгений Перлин решает прокомментировать реплику министра архитектуры Дмитрия Микулёнка о том, что, чтобы сделать квартиру дешевле, их нужно сделать меньше. "Чтобы максимально оптимизировать стоимость самой квартиры, нужно минимум на 10-15% уменьшить площадь предлагаемых квартир, рассказал Дмитрий Микулёнок со ссылкой на портал "Правда Гомель", — говорит Перлин.
Тут в принципе полуилась какая-то странная конструкция: министр ссылается на гомельский сайт? Но главное не это. Минут через двадцать, рассказывая, как Владимир Макей ответил Франсуа Олланду на критику встречи "Нормандской четвёрки" в Минске, Перлин дословно цитирует интервью главы белорусского МИДа сайту TUT.by: "Не было устриц, лягушачьих лапок, голубей. Поэтому, может быть, господину Олланду не понравилось".
Без ссылки на TUT.by.
— Перлин ошибается, читая чужие шутки
Например, так: "Заправляйтесь машину на 15% меньше, и экономьте 15%!"
Вообще, его стиль ведения на 100% отражает концепцию программы: Перлин в "Макаёнка, 9" — уже не диктор из "Панорамы", но ещё и не стендап-комик из The Late Late Show with Craig Ferguson.
— Анекдоты из 1980-х.
Авторы "Макаёнка, 9" не смогли пройти мимо скандала с увольнением Ивана Шило с телеканала "Белсат". Чтобы пошутить об этом, они пересказали... анекдот из 1980-х! Вот этот:
Американец: "У нас свободная страна. Я могу выйти на площадь перед Белым домом и крикнуть "Рейган дурак". И мне за это ничего не будет!
Русский: "Ну и что? Я тоже могу выйти на Красную площадь и крикнуть "Рейган дурак". И мне тоже за это ничего не будет!
Стильно, модно, молодёжно!
— гости пространно рассуждают, а ведущий их не останавливает.
Например, Евгений Перлин обсуждает со спортивным комментатором Владимиром Новицким открытие интернет-канала на базе "Беларусь 5".
— Я слышал, что комментариев там не будет? Это live-канал? —интересуется Перлин.
— Вы правильно, Евгений, слышали. Все мы: и по ту сторону экрана, и по эту — разные люди. Кто-то из зрителей предпочетает, чтобы не было голоса комментаторов. Чтобы был исключительно интершум: дыхание матча, дыхание соревнований. Признаюсь, такой подход тоже понимаю. И — да, отличительная черта спортивного интернет-канала "Беларусь 5", что там не будет комментариев. Почти не будет, — отвечает Новицкий.
Все мы действительно разные люди, а некоторые из разных людей любят смотреть футбол без комментариев. Спасибо, седовласый Капитан Очевидность!
Анатолий Ярмоленко, отвечая на вопрос о гостинице "Алеся", вообще перепутал Солигорск и Светлогорск. Оно, конечно, все так делают, но это же не повод!
— Владимир Новицкий, уходя из эфира, спотыкается о шнур от наушников.
Bluetooth-гарнитуры? Не, не слышали.
— хэштег #Макаёнка,9 — вы серьёзно?
В "Твиттере" по хэштегу с запятой предсказуемый ноль записей. "Инстаграм" запятую игнорирует, но тут другая засада: он различает в хэштеге "е" и "ё", и уже сейчас в соцсети есть записи с разными хэштегами.
— хорошие шутки.
Были в программе и они. Вообще, сам факт того, что на БТ стартовала такая программа, можно только поприветствовать. Но качественный юмор и нестандартный взгляд на вещи, за которые весь мир любит late night show, в случае с “Макаёнка, 9” тонет в официозе, затянутых информационных сюжетах, нудноватых репликах гостей и монологах ведущего — прочитанных, а не сыгранных.
Злобные зрители уже принимают ставки на то, сколько продержится программа. Наша ставка: как минимум до конца сезона. Зрителям, от которых в нашей стране действительно что-то зависит, “Макаёнка, 9” наверняка понравится. А вот вопрос, чем она станет для нас: первым белорусским late night show или очередной “Панорамой” — открыт.