Найти тему

Россия и Запад. Часть 2.

Россия и Запад. Часть 1.

Таким образом, после краха Византии у Ватикана появился новый конкурент на восточных окраинах Европы. И не просто геополитический конкурент, а конкурент, который серьезно сдерживал и распространение влияния римско-католической церкви в восточном направлении.

Обладая широчайшими возможностями и огромным влиянием в европейских делах, Ватикан постепенно начинает работу по "сдерживанию" России.

Эта "работа" состояла из двух составных частей. Первая- постоянное военное давление на Россию с использованием католических государств- соседей нашей страны: Ливонского ордена, Польши, Литвы. Вторая часть состояла из создания нужного "имиджа" своему противнику в Европе как абсолютно "дикой и варварской" страны, на которую не распространяются правила поведения существовавшие на тот день в отношениях между "цивилизованными" европейскими государствами.

Активную роль в создании этого извращенного имиджа сыграли папские посланники в своих донесениях из Москвы и распространяемые в дальнейшем по всему европейскому континенту, а также всякого рода "путешественники", которых принимали при московском дворе и которые впоследствии в своих рассказах красочно описывали быт и нравы "диких московитов".

Немалую лепту в создание негативного имиджа России сыграли также и русские воры и изменники, бежавшие из России в Европу, которые, в свое оправдание, писали записки об"ужасах" русской действительности и "злодеяниях" русских царей.

Так как альтернативных источников информации в Европе не было, все эти рассказки и становились истинной в последней инстанции на основании которой, выражаясь современным языком, и формировалось "общественное мнение" в Европе.

Пропагандистская антирусская компания затихала лишь в периоды значительного ослабления России, когда Ватикан пытался в очередной раз добиться от нее уступок в религиозной сфере, обещая помощь в решении текущих проблем. Не достигнув цели, пропагандистский аппарат вновь начинал работать в полную силу.

Весьма знаменателен в этой связи визит ко двору Ивана Грозного папского легата Антонио Поссевино в 1581 году. Формально он прибыл в Россию, чтобы выступить посредником в урегулировании Ливонской войны, которая окончательно истощила ресурсы русского государства. Однако важнейшей его задачей было добиться от русского царя разрешения на создание католических общин на территории Московского государства. Иван Грозный, разумеется, ответил отказом и Поссевино вернулся в Рим, не достигнув своих целей.

В дальнейшем он выпустил книгу о своем пребывании в Московии, где описал встречи с "жестоким московским царем".

Записки Поссевино, в дальнейшем, легли в основу небылиц о необычайной жестокости Ивана Грозного. Можно с полной уверенностью сказать, что именно этот папский легат стал одним из основоположников европейских мифов о "дикой и варварской Московии" и именно на его книгу, в последующие годы, часто ссылались и другие "специалисты" по России.

Так продолжалось вплоть до Французской революции 1791 года. Лозунги "Свобода, Равенство, Братство" привнесли новые оттенки и составные части антироссийской пропаганды.

Если раньше основное противостояние проходило в религиозной плоскости, на линии католичество-православие, то теперь добавились штампы об "отсутствии свободы" и проблема "прав человека".

А с обретением Соединенными Штатами независимости от Англии и, в особенности, разделы Польши в конце XVIII века, добавили еще лозунги о свободе всем "угнетенным народам".

На рубеже XVIII и XIX веков появляются уже "профессиональные" критики России в Европе. Это, в первую очередь, представители той части польского дворянства, буржуазии и духовенства, которые отказались присягать на верность русскому императору, после вхождения части польских территорий в состав российской империи и вынужденных эмигрировать в другие страны. Их земли и имущество, соответственно, подлежали конфискации.

К тому же и многие представители польской шляхты были лишены привилегий из-за их несоответствия российским критериям в определении статуса "дворянин". Они стали платить налоги, отдавать детей в рекруты и так далее.

Эти "обиженные" поляки внесли огромный вклад в дальнейший процесс по дискредитации русского государства, благодаря своим связям с европейскими королевскими дворами и верхушкой католической церкви.

В дальнейшем, к середине XIX века к этому "хору" присоединились и выходцы из России, в силу тех или иных причин покинувших страну и обосновавшихся в Европе, в основном - в Лондоне.

Каждая группа "профессиональных" критиков России, в зависимости от интересов, имела свою "специализацию" в системе антироссийской пропаганды.

Поляки специализировались на правах "угнетенных и свободолюбивых народов" и настаивали на восстановлении "исторической справедливости".

Европейские "леваки" свою основную задачу видели в свержении европейских монархий и упирали на тезис о России как о "тюрьме народов".
Выходцам же из России была ближе тема "репрессий, бездуховности и жестокости самодержавия".

К той же команде "профессионалов" следует добавить и праздношатающихся по России "путешественников" типа маркиза Де Кюстина и подобных, которые добавили свои порции в рецепт антироссийского пропагандистского "коктейля".

К середине XIX века окончательно формируется еще одна европейская антирусская фобия. Это - тезис об "агрессивности" России.

Формироваться он начал с победы петровской России над Швецией, в те времена- одной из самых мощных держав в Европе. Русская победа над Швецией окончательно убедила европейские страны в том, что на Востоке континента появилась держава, способная влиять на судьбы Европы.

Закреплению мифа об агрессивности России в умах европейских "знатоков" нашей страны способствовала публикация так называемого "Завещания Петра Великого", в котором Петр I якобы ставил планы по покорению Европы. И хотя в последствии этот документ и был признан фальшивкой, тем не менее он сыграл свою роль в нагнетании антироссийской истерии.

За последние 150 лет в риторике "профессиональных" критиков России практически ничего не изменилось. Все те же разговоры об "агрессивности", "бездуховности" и "репрессиях".

Европейским "центром" антироссийской пропаганды и прибежищем для всех этих "критиков" как был Лондон, так и остался.

Ничего принципиально не поменялось, хотя нет уже и российского самодержавия, вновь появилась на карте Европы Польша, а в Москве повсюду продается "демократическая" еда- гамбургеры.

Россия продолжает "платить" за возможность быть независимой страной, самой решать свою судьбу, проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику.

Единственно, что отошло на второй план, так это религиозное противостояние между католиками и православными. Но о причинах этого поговорим в другой статье.

Если вы интересуетесь проблематикой международных отношений, подписывайтесь на канал и высказывайте свое мнение.