Найти тему
Кавказ Пост

В Кабардино-Балкарии Кокова поменяли на Кокова

Балкарский сепаратизм стоил кресла главе республики.

Антон Чаблин

Межэтнические столкновения в Кёнделене и Заюково не прошли безболезненно для главы Кабардино-Балкария Юрия Кокова – он покинул пост, который занимал почти пять лет. За это время республика опустилась в число аутсайдеров почти всех социально-экономических рейтингов.

Совбез – «аэродром» для отставников

Прогнозы «Кавказ Пост» о скорой смене руководителя в Кабардино-Балкарии полностью оправдались (мы высказывали их 17 сентября в статье «КБР: политическое затишье очень обманчиво»). Коков покинул должность, по официальной версии, по семейным обстоятельствам – он назначен заместителем секретаря Совбеза России. Аналогичный пост, кстати, с мая 2012 года занимает Рашид Нургалиев – бывший министр внутренних дел. На новом месте оба генерала сработаются: когда Нургалиев был министром, именно Кокову доверили возглавить новое подразделение МВД России – департамент (а затем главное управление) по противодействию экстремизму, созданный на базе расформированного ГУБОП. Специфика деятельности, несомненно, наложила отпечаток на политический стиль Кокова: именно к ведению ГУ по противодействию экстремизму относилась оперативная разработка и уголовные дела в отношении членов «Другой России», арт-группы «Война» и Pussy Riot, «Свидетелей Иеговы», сторонников Алексея Навального, участников «болотных» протестов в Москве…

Возглавляя Кабардино-Балкарию, Коков взял на работу ряд бывших коллег: в частности, в апреле 2017 года секретарем Совбеза республики назначен Казбек Татуев, бывший заместитель начальника управления Департамента по противодействию экстремизму МВД России.

-2

Тернистый путь генерала

Генерал-полковник Коков проявлял типичный «генеральский» подход к решению самых тонких вопросов региона со сложной этнической и социальной палитрой. В частности, вскоре после назначения главой Кабардино-Балкарии, в апреле 2014 года, он создал в структуре правительства Министерство по взаимодействию с институтами гражданского общества и делам национальностей (Мингражданнац). Произошло это всего спустя несколько недель после совещания губернаторов регионов СКФО у тогдашнего полпреда Александра Хлопонина, на котором было решено в каждой территории определить вице-губернатора или вице-премьера, который персонально отвечает за национальную политику. Новое министерство фактически «отпочковалось» от существовавшего с 2013 года министерства по печати, общественным и религиозным организациям. Возглавил новое ведомство сначала бывший начальник отдела Минпечати Залим Шебзухов. Однако спустя два месяца его пришлось уволить – чиновника приговорили к двум годам колонии за мошенничество. Новый министр – бывший замглавы Минпечати (курировавший вопросы религии) Джамбулат Гергоков. Но и он проработал всего два месяца: в ноябре министром стал Анзор Курашинов, который ранее курировал молодежную политику в Минмолодежи Кабардино-Балкарии. Курашинов остается на посту и поныне: он, кстати, оказался единственным чиновником республиканского правительства, который лично выехал на место межэтнических столкновений в Кёнделене и Заюково и пытался призвать людей к миру. Сам Коков в балкарские села ехать побоялся: все эти дни он оставался в Нальчике, принимая высоких гостей XII конгресса Международной черкесской ассоциации (МЧА).

Субсидии, лакеи и «вертикаль»

При Юрии Кокове в регионе фактически была ликвидирована политическая оппозиция, почти не осталось правозащитных организаций и независимых СМИ. При этом в сфере государственной пропаганды была создана «вертикаль власти». Еще в октябре 2016 Юрий Коков создал холдинг «КБР-Медиа», в который вошли все выходящие в республике 10 государственных газет и журналов (в том числе на национальных языках), а также информагентство «КБР-Инфо», издательство «Эльбрус» и телеканал «Кабардино-Балкария». Директором холдинга была назначена Людмила Казанчева, которая была директором республиканского филиала ВГТРК, а затем возглавляла Госкомитет по печати массовым коммуникациям. После ухода Казанчевой был упразднен и сам Госкомитет по печати, а его функции формально переданы Минкультуры Кабардино-Балкарии. Хотя ясно, что основные пропагандистские задачи решал именно «КБР-Медиа». «Кавказ Пост» уже обращал внимание, что ни одно из государственных СМИ в Кабардино-Балкарии ничего не упоминало о трагических событиях в Кёнделене и Заюково. Политика умолчания по отношению к самым животрепещущим проблемам республики – тоже, видимо, оттуда, из времен службы в ГУ по противодействию экстремизму. Только если о проблемах не говорить, они никуда не денутся! События в балкарских селах продемонстрировали Кремлю, что годы бездействия Кокова в Кабардино-Балкарии привели к появлению сепаратистского «нарыва», который – еще немного – и придется лечить только хирургическим путем. На смену генерал-полковнику в Кабардино-Балкарию теперь едет человек гражданский – 45-летний Казбек Коков, сын прежнего главы республики. Он работал на Нальчикском халвичном заводе, затем – директором завода по розливу минеральной воды «Каббалкресурсы». Был избран в депутаты городского совета (самовыдвиженец), затем – депутатом Народного собрания республики от «Единой России». В декабре 2010 года стал заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия Кабардино-Балкарии, после чего его и прочили в новые главы региона. Поэтому неудивительно, что незадолго до того, как республику возглавил Юрий Коков, он уехал в Москву. Пять последних лет трудился в Управлении президента по внутренней политике: в качестве советника курировал регионы СКФО и ЮФО. Хочется верить, что за пять лет работы в Кремле ситуацию в Кабардино-Балкарии он тоже изучил досконально. Ждем теперь действий.