За прошедшее лето в большом количестве европейских городов прошли протесты против так называемого сверхтуризма — опасной ситуации, когда большие потоки туристов оказывают негативное воздействие на достопримечательности и среду обитания людей.
По всей южной Европе всё чаще происходят протесты и социальные движения. Сформировались такие организации как Assembly of Neighborhoods for Sustainable Tourism (ABTS) и Network of Southern European Cities against tourism (SET) («Объединение районов для развития устойчивого туризма» и «Сеть южно-европейских городов против туризма». — прим. редактора), цель которых — борьба против сверхтуризма и его влияния на местных жителей.
Барселона, например, находится в самом центре нарастающих беспокойств о стремительном росте туризма в городах, особенно в разгар отпусков. Журнал «Destination Barcelona» («Пункт назначения — Барселона». — прим. редактора) насчитывает около 30 миллионов туристов-однодневок в 2017 году, в сравнении с 1,5 миллионом людей, постоянно проживающих в Барселоне.
Пока многие туристы хотят «жить как местные» и почувствовать настоящее погружение во время визита, местные жители многих направлений, зависимых от туризма наблюдают уникальную картину, как их родные города исчезают под волной сувенирных магазинов, толп людей, туристических автобусов и переполненных баров. Они также страдают от огромного нагрузки на местные учреждения и инфраструктуру.
Мальорка, Париж, Дубровник, Киото, Берлин, Бали, Рейкьявик — города, в которых сверхтуризм достиг разрушительных размеров. Недавно Тайские власти были вынуждены принять меры, когда количество туристов, посещающих Залив Майа — пляж, знаменитый после фильма Дэнни Бойла “Пляж”, привело к шокирующему загрязнению окружающей среды.
Как выглядит сверхтуризм?
Мы определяем сверхтуризм как чрезмерный рост туристов, который оказывает негативное воздействие на образ жизни, доступ к услугам и общее благополучие местных жителей. Сверхтуризм вредит ландшафту и пляжам, нагружает инфраструктуру и вытесняет местных жителей с рынка недвижимости. Это сложная проблема, которую часто недооценивают.
Международные круизы, например, ежедневно возят тысячи туристов. В то время как местному населению это не приносит большой выгоды, хождение круизов создает физическое и визуальное загрязнение.
Городские жители тоже чувствуют цену роста притока туристов. С трансформацией городов в лакомые местечки для туристов процветает глобальная цепочка предоставления туристических услуг. Это сопровождается растущей спекуляцией недвижимостью и ценами на жизнь для местных. AirBnB, например, винят в уменьшении доступности жилья и вытеснению местных жителей.
В Амстердаме хотят предотвратить это, запретив сдачу жилья на короткий срок и направив пассажиров круиза дальше от центра города.
Дело усугубляет то, что ключевые направления, по большей части, не подготовлены к сверхтуризму. По словам итальянского социолога Марко Д’Эрамо, в 1950 г. 98% иностранных туристов посещали только 15 направлений, тогда как в 2007 г. процент снизился до 57. Это показывает быстрое расширение глобального туризма за пределами установленных туристических направлений.
Перенаселение, а также открытие ночных клубов, баров, сувенирных магазинов специально для туристов подавляет локальные бизнесы и провоцирует шумное неуместное поведение со стороны туристов. Это ослабляет уникальную атмосферу места и ведет к скоплению людей и проблемам с мусором.
Понятно, что туризм обеспечивает рабочими местами, инвестициями и экономическими преимуществами. Но сверхтуризм происходит, когда разрастающийся туризм не может признать, что существуют пределы. Местные власти пока не справляются с избыточным влиянием глобальной цепочки предоставления туристических услуг. Это привело к распространению “туризмофобии”, впервые описанной Мануэлем Дельгадо более десяти лет назад как “смесь непринятия, недоверия и презрения по отношению к туристам”.
Борьба со сверхтуризмом
Сейчас борьба со сверхтуризмом должна встать в приоритет. Но несмотря на растущие протесты, реклама туристических услуг продолжается, а полчища туристов спускаются на города, пляжи и другие достопримечательности.
Справиться с потоком туристов кажется невыполнимой и неприятной задачей. Некоторые города приняли радикальные меры для сокращения последствий, включая новую или пересмотренную систему налогообложения и штрафы за нарушение местных законов. Так города сосредоточатся на привлечении меньшего количества туристов, более обеспеченных и менее проблемных, нежели больших групп. Но существует тонкая грань: если приток туристов резко сократится, это повлечет значительные экономические последствия для тех, кто зависит от этой сферы.
Сверхтуризм — общая ответственность. Администрации городов и местным управляющим нужно признать, что существуют определенные пределы роста. Благосостояние местного населения должно стоять в приоритете нужд глобальной индустрии туризма. Нужно уделить особое внимание тому, чтобы уровень посещаемости соотносился с вместимостью туристического направления.
Индустрия туризма тоже несёт большую ответственность. При разработке туристических услуг важно следить за балансом оптимальных впечатлений со стороны туриста и соразмерной выгоды для местных. Туристам, в свою очередь, нужно быть внимательными к местам посещения и людям вокруг.
Туризм должен стать частью более обширной системы маркетинга туристических направлений, которая также включает транспорт, охрану общественных мест и местную экономику. Важная часть этого — исследования, планирование и непрерывный диалог между представителями городской администрации и индустрии туризма, группами гражданского общества и местными жителями.
Возможно, сверхтуризм — это симптом эпохи небывалого изобилия и гибермобильности, следствие позднего капитализма. Текущее эволюционирование городов необходимо срочно переосмыслить, чтобы защитить права их жителей.