Найти тему
ВЫХОД

Светлая грусть утраченной невинности: поющие рыбы Колина Ньюмана

Колин Ньюман описывает себя в школе как забитого мальчугана, у которого были серьёзные проблемы с британскими хулиганами. Выходом стала пластинка Тодда Рандгрена «A Wizard, a True Star», заслушанная после нервных вылазок в школу.

Далее случились собственные эксперементы с музыкой. Первым опытом стал дуэт с его другом Десмондом Симмонсом. Конечно, это носило крайне любительский характер, но стало отправной точкой долгих и весьма своеобразных исканий Колина Ньюмана.

Поступив в Уотфордский художественный колледж, Ньюман вместе с Джорджем Гиллом образовал группу Wire. Однажды Гилл сломал ногу и вынужденно перестал появляться на репетициях, а остальным участникам показалось, что без него, в общем-то, лучше. Больше на репетиции его не пускали даже со здоровой ногой.

Критики высоко оценили дебютный студийный альбом «Pink Flag», однако публика приняла его с холодом, продажи были невысокие. Критики же выделяли его как одно из ключевых явлений в британской панк музыке, а в 2005 г. альбом поместили в книгу «1001 Albums You Must Hear Before You Die».

Участники группы постоянно экспериментировали и развивали звучание. Следующий альбом «Chairs Missing» был существенно переработан, музыканты отошли от прежних принципов. Теперь критики сравнивали музыку с фантастическим звучанием Pink Floyd, полную аллюзий и различных звуковых оттенков.

Разрабатывая многослойное звучание, группа выпустила свой третий альбом, названный по числу отыгранных концертов - «154». Альбом стал кульминацией конфликта двух осей, сформировавшихся в группе: «мелодическое» звучание Ньюмана и Гоутубеда и «шумовое» Гилберта и Льюиса.

Здесь приятно рассказать про сольный проект Колина Ньмана: «Provisionally Entitled The Singing Fish» 1981 года. Ньюман отрицал, что пишет музыку в определенном стиле, говорил о постоянном поиске новых разнообразных звуков. Альбом «Provisionally Entitled The Singing Fish» ознаменовал отход от прежнего опыта и глобальное переосмысление звука и субъекта в звуковом пространстве.

-2

Субъект в сольном проекте стирается, усиливается эффект ревербации – продолжение звучания после прекращения звукового импульса. Происходит смещение реального и ирреального. Пространственный, разреженный, атмосферный саунд «первых рыб» (альбом состоит из 12 композиций, названных по номеру рыб – прим. ред.), больше похожих на постпанк искания времён Wire, сменяется мелодичным, тягучим звучанием.

Релиз альбома предвосхитил ситуацию потерянности 1980-х годов. Музыка начала разворачиваться и развиваться после того, как Мартин Хэннет (продюсер, один из основателей лейбла Factory Records – прим. ред.) воплотил в реальность «звуковые голограммы» и разработал «воображаемую комнату», что учредило канон «потустороннего» саунда 80-х, объединившего постпанк, нью-вейв и синтипоп группы. Эффект, примененный Хэннетом, как раз способствовал выражению страхов времени.

Так и в «рыбах» Ньюмана происходит своеобразное противоборство естественных человеческих чувств против механичности и бездушности новейших технологий. Желание и страх превратиться в собственного кибернетического двойника, вследствие чего ты получаешь власть современной техники, но теряешь сущностно-человеческие слабости.

Альбом, сотканный из большого количества звуков: природных, электронных, индустриальных, классически-традиционных, этнических – завершается мирным созвучием, оставляя ощущение приятного путешествия по миру различных саундов, намеченных Ньюманом. Он не ставит проблему противоборства, войны, разрушения прежних канонов, а показывает, как это умело и гармонично можно накладывать друг на друга, создавая многослойные, пространственные композиции.

-3