Найти тему
АПН-НН

Метро – футбол – метро

Я положительно отношусь к выделению из бюджета Нижегородской области средств на оплату трансляций выездных матчей хоккейного клуба «Торпедо». Команда в настоящее время представляет наш регион в чемпионате КХЛ и нижегородцы должны иметь возможность наблюдать за матчами родного клуба. Три миллиона рублей это небольшая сумма, которая позволит болельщикам получать удовольствие от увиденных в прямом эфире трансляций. Это небольшая сумма для бюджета.

Что касается превышающих миллиард рублей налоговых льгот спонсорам нижегородских профессиональных спортивных клубов, то надо смотреть на бюджеты команд, на долги, оставшиеся от предыдущих периодов. Скорее всего, новому правительству региона ничего другого и не оставалось. За «Торпедо» тянется шлейф долгов от прежних лет, которые необходимо закрывать, чтобы клуб мог спокойно играть в первенстве КХЛ.

Есть два пути решения проблемы – или увеличивать налоговое освобождение, или искать спонсоров. Со спонсорами сегодня достаточно проблематично. Выбранный правительством путь более реалистичен. Я безумно люблю футбол и хоккей и в данной ситуации готов войти в положение и команд, и губернатора, и правительства, и поддержать данную меру.

Что нужно сделать, чтобы наши команды выступали на высоком уровне, но обходились без бюджетной поддержки? Здесь есть много факторов. Что касается футбола, то, имея сорокапятитысячный стадион, надо обязательно постараться выйти в Премьер-лигу, а затем уже привлечь болельщиков на стадион, что делается, в первую очередь, за счет хорошей команды, хорошей игры. Во-вторых, привлечению зрителей способствуют дополнительные мероприятия вокруг стадиона и на стадионе, как до матча, так и после. Это и семейный просмотр, и развлекательная программа, и лотереи, и так далее – есть масса коммерческих предложений, которые позволят привлечь болельщиков и спонсоров.

При имеющейся на сегодня инфраструктуре необходимо идти в сторону самоокупаемости команды. В первой лиге это сделать практически нереально. С таким стадионом, с такими базами надо однозначно формировать команду под выход в Премьер-лигу. Затем уже проводить ряд мероприятий по выводу клуба на самоокупаемость.

Сегодня в России есть такие клубы. «Зенит» из Санкт-Петербурга почти самоокупаемая команда, у них очень небольшие убытки. В прошлый год они, по-моему, даже вышли на ноль. В Москве можно назвать «Спартак» и ЦСКА. Во многом самоокупаемость связана с игрой в еврокубках, приносящей клубам серьезные деньги.

И «Нижнему Новгороду» надо стремиться попадать в пятерку-шестерку чемпионата, чтобы у нас проходили дополнительные матчи, приносящие дополнительные деньги от УЕФА. Это не так сложно – Нижний Новгород находится в четырехстах километрах от Москвы, такое местонахождение, инфраструктура, при нормальном профессиональном подходе к реализации футбольного проекта позволят команде входить в пятерку-шестерку сильнейших, что если не на сто, то на восемьдесят процентов даст возможность перейти на самоокупаемость.

Для этого надо серьезно подходить к вопросу покупательской возможности зрителей и цены, по которой им можно продавать футбол. Надо тщательно все это проанализировать, но двигаться в сторону самоокупаемости необходимо, это сто процентов.

При этом надо вести серьезную работу со спонсорами, надо добиться, чтобы сотрудничество с клубом «Нижний Новгород» было для них выгодным. Не просто тащить их на канатах – «дайте денег, если вы что-то в нашем регионе делаете», а именно добиваться, чтобы реклама на стадионе, на футболках была выгодна рекламодателю. Мы привлекали и Выксунский металлургический комбинат, и МРСК, и взаимодействие по рекламе было достаточно успешным как для клуба «Волга», так и для рекламодателей.

Пока в плане самоокупаемости преуспевают только столичные клубы, но сегодня есть возможность добиться хороших результатов и в тех городах, где был проведен чемпионат мира и где создана современная инфраструктура.

С протянутой рукой всегда проще стоять и ждать, пока кто-то что-то подаст. Но основная работа должна быть направлена на достижение самоокупаемости. Если это не получится на сто процентов, то потом можно привлекать спонсоров на взаимовыгодных условиях.

Что касается сегодняшней практики заполнения стадиона зрителями с бесплатными пригласительными билетами, то это неверный подход к реализации коммерческих проектов. На первый промежуток времени – матч, два, выставочная встреча – это допустимо. Но это не должно входить в систему. В этом плане должна быть сбалансированная программа, продуманная дорожная карта, где решающую роль играют качество игры и мероприятия вокруг футбольного матча.

Люди должны иметь возможность за небольшие для себя деньги посещать футбольные матчи. А подход «Вот вам пригласительные, только придите» — он обесценивает мероприятие. Рано или поздно люди и бесплатно не пойдут. Поэтому с таким подходом я категорически не согласен, он приведет со временем к пустым трибунам. В свое время мы с этим столкнулись на стадионе «Локомотив», но проконсультировались со специалистами и вовремя поняли, что такие вещи делать нельзя. Билет может иметь минимальную стоимость – сто рублей, пятьдесят рублей, – но он должен стоить денег.

Я посетил практически все матчи клуба «Нижний Новгород» в этом году. Посмотрите – у нас же нет никаких мероприятий вокруг стадиона, никаких мероприятий внутри чаши стадиона. У нас довольствуются тем, что вовремя начинается матч, и кроме футбола никакого действия нет. Это не правильно.

Совсем недавно я видел своими глазами матч лондонского «Арсенала» и «Манчестер-сити», где футбол начинался за километр до футбольного стадиона. Сама процедура начинается задолго до спортивного объекта. Это и праздник, и мини-концерты, и беляши, пиво, и посиделки, и общение, и семейные кафе…

Сам наш стадион, я считаю, лучше, чем «Эмирейтс» в Лондоне, но шикарные площади вокруг него сегодня выглядят как выжженная земля. Люди идут, идут, идут – просто идут, и им ничего не предлагается. Ни концерта, ни развлекательной программы, которая бы сделала футбол привлекательным и для детей.

Я всю жизнь считал, что запрет на кружку пива – это тоже дикость. В Англии такого нет. Если человек перед матчем выпьет полкружки пива, съест сосиску и пообщается под это с друзьями – это тоже нормальная составляющая мероприятия.

Сегодня внутри чаши стадиона зрителю не предлагается никаких дополнительных развлечений – ни спортивных мероприятий, ни какой-нибудь лотерейки, как это было в свое время на матчах «Волги». Сегодня наш зритель не избалован событиями, которые бы позволили повысить интерес к матчу и привлечь дополнительных зрителей.

Здесь должны поработать специалисты, руководители коммерческих подразделений, и сделать это достаточно профессионально – это целая наука. Тем более что уже есть большой наработанный в других городах опыт. На том же «Эмирейтс» все организуется очень достойно. Там помимо всех дополнительных мероприятий есть много точек, где можно приобрести самую разную атрибутику – большие мячики, маленькие мячики, форма, кепки, банные принадлежности и так далее.

А у нас пока человек вышел из метро и – сразу пошел на стадион. На футбол. После футбола – в метро. А пообщаться, а пообсуждать футбол, а что-то объяснить детям, дать им поиграть на детских городках перед стадионом и так далее? Есть масса коммерческих решений, которые у нас даже и не пробовали реализовать.

Единственное решение, которое реализуется – «давайте, запустим зрителей на стадион». Неправильное решение, этого мало. Дай Бог, это в скором времени изменится. Должно измениться.

Алексей Гойхман