Тинейджерский дух и зрелая подача на сольной работе самого перспективного R&B-вокалиста России, участника группировки Dead Dynasty и при этом совершенно отдельного от нее персонажа
Текст: Александр Кондуков
Пластинка Noa «Stranger» — готовая визитная карточка для музыканта как чувственного вокалиста, способного в будущем решать любые задачи. Его история — про особый путь ласкового современного художника, который может танцевать с волками, но при этом действовать в удобной для него системе координат.
«Stranger» кажется идеальным звуковым сопровождением для возвращения домой с шумной вечеринки, когда стимуляторы перестают действовать и тебя радует вновь обретенный контроль над телом и — в случае Noa это главное — собственным выразительным голосом.
Способность к повествовательному высказыванию, универсальность и навыки коммуникации отличают лирического героя «Stranger» от других страдающих героев русского электро-соула.
При этом диск выполнен максимально доступно — художник даже время от времени упрощает собственный язык для того, чтобы слушатель не чувствовал недосказанности. И понимал, что артист ценит его мнение.
Если большинству героев отечественной хип-хоп- и соул-сцены в той или иной степени требуется психотерапевт, и нежелание это признать находит выплеск в материале, где в центре внимания ярость и отчаяние (причем не важно, по какому поводу), то Noa, как артист умный и чуткий, делает такой расклад очень для себя выгодным.
Его герой подчеркнуто нестабилен, он — эдакий русский homebody, стремящийся изучить свой внутренний изломанный мир и найти в своем отчаянном положении красоту.
Тембр Noa как вокалиста тоже этому способствует — его тенор отсылает не к шелковым голосам аналогичных по сфере интересов исполнителям вроде Уикенда или Халида (они тоже в основном про красивое понимание похмельного синдрома), а к индустриальной тоске трип-хоп-вокалистов Великобритании вроде — тут неважно, кто мальчик, а кто девочка — Криса Корнера и Келли Али из коллектива Sneaker Pimps.
Кстати, рычащие гитары в финале пластинки «Янтарь» прозрачно напоминают о том, что трип-хоп отлично рифмуется с роком. Достаточно вспомнить плод сотрудничества Sneaker Pimps «Long Hard Road Out Of Hell» с Marilyn Manson, которая и по тексту, и музыкально вполне созвучна идеям, продвигаемым в «Stranger» (там даже трэп-стрекот можно уловить, если возникнет желание).
Подобная красивая аутсайдерская позиция — ну кто, скажите, в наше время плакатов и кроссвордных знаний будет искать аналогии современного R&B и музыки 90-х — делает «Stranger» глубже и прекраснее, чем он есть на первый взгляд.
Что касается ударных номеров, тот тут Noa тоже подошел к созданию альбомов с аккуратностью былых времен. На «Stranger» представлено явно не все, на что артист способен — и стилистически, и вокально. Благодаря этому самоограничению артиста диск кажется воздушным — на нем не так много красивых слов, как могло было бы быть, так что он не вредоносный, почти диетический. И такой расклад опаснее, чем самые темные откровения относительно мироустройства России или подробные описания собственного особого пути в мире лживого русского шоу-биза.
Великолепная темная визитка еще никому не портила карму, так что за приключениями Noa впоследствии будет следить максимально интересно. Тем более, что первые три трека диска — «Не важно», «Старые друзья» и «Каждый день» — выполнены на столь интригующе высоком уровне, что получасовой диск с легкостью дослушивается до конца, а потом — кто знает — может начать играть в плеере снова. Это как раз роднит упомянутую классику трип-хопа (попробуйте послушать «Bloodsport» Sneaker Pimps в стык со «Stranger», и вы поймете, что это не пустые слова) с музыкой эпохи Soundcloud, когда наличие группы нескольких туго сделанных треков подряд уже является апперкотом.
И после нанесенного сильного удара таких артистов, как Noa, уже не забывают. Он возвращает в дело стерепотипы, вроде бы вышедшие из моды, но делает это настолько легко и ловко, что из этой моды можно выйти вслед за вокалистом и открыть для себя — как там это правильно говорится? — дивный новый мир.
Noa
Первый сольный концерт и презентация альбома «Stranger» пройдут 26 октября в московском клубе «16 тонн».