Кумбха Мела или «праздник кувшинов» один из самых массовых религиозных праздников на Земле. Проходит в четырех местах Индии каждые 12 лет. В это время десятки миллионов индуистских паломников собираются вместе, чтобы выполнить церемониальные омовения в священных реках Ганг, Сипра или Годавари.
Проходит в городах Аллахабад, Харидвар, Удджайн и Насик, где, по преданиям, произошла битва между богами и демонами (в Индийской мифологии – асуры) за кувшин амриты (напиток бессмертия богов) и капли божественного нектара пролились на землю.
Фестиваль Кумбха Мела проводится в честь победы добра над силами зла. В каждом из четырех городов проводится один фестиваль (мела) в течение двенадцати летнего цикла.
Маха (Великая) Кумбха-мела проводится после проведения двенадцати Кумбха Мел, каждые 144 года в городе Аллахабад, где сходятся священные реки Ганг, Ямуна и Сарасвати. В 2001 году здесь собрались более 70 миллионов паломников.
Основная цель проведения Кумбха Мела – купание в священных реках в наиболее благоприятные дни, которые высчитываются астрологами.
История Кумбха Мела связана с ведическими писаниями, в которых боги и асуры вместе пахтали (взбалтывали) Молочный океан, чтобы получить эликсир бессмертия, договорившись поделить его поровну. Когда амрита был готов, боги не захотели делиться напитком бессмертия с асурами и спрятали нектар в четырех местах: Аллахабад, Харидвар, Удджайн и Насик, по легенде в каждом из этих мест пролилась капля напитка.
По преданиям вовремя Кумбха Мела воды священных рек на 40 дней превращаются в нектар, который очищает тело и душу паломника.
Паломники на Кумбха Мела столь же разнообразны, как все индийское общество. Некоторые идут пешком в течение недель или месяцев, другие прилетают сюда на личных самолетах и вертолетах, Боги не делают различий, любой паломник будет благословлен в равной степени.
Главными действующими лицами Кумбха Мела являются садху – монахи отшельники, отказавшиеся от материальных наслаждений и ведущие жизнь аскетов. Считается, что такая аскетичная жизнь садху отчищает карму как самого садху, так и общества в целом. <br><br>
Сегодня власти Индии предусмотрели множество мер, чтобы избежать столпотворения на фестивале, так как были инциденты: например, в 1954 году в давке погибло более 500 человек и тысячи получили ранения, в 2003 году количество жертв составило 39 человек, многие были ранены. В последнее время количество жертв снижается, что, скорее всего, связанно с общей религиозностью населения.
Согласно древним Ведам сейчас наступила последняя эпоха, эпоха Кали или Железный век, главная черта которой – моральная деградация населения Индии. После эпохи Кали следует последняя эпоха - Праляйя, во время которой произойдет «растворение» всего и вся: времени и пространства. А потом все начнется сначала, по крайней мере, оптимистичные индусы в это верят.