Найти в Дзене
OperaHD. Новости

Девять "анекдотов" об опере "Гугеноты" накануне прямой трансляции из Opera de Paris

Благодаря своему огромному влиянию на каноны жанра «большой оперы», «Гугеноты» принадлежат к числу наиболее важных произведений в истории Парижской оперы. Но что вы знаете об этой опере, которая имела такой колоссальный и несокрушимый успех, а потом была предана забвению почти на столетие?

Репетиция сражаения между католиками и гугенотами из оперы "Гугеноты" Джакомо Мейербера. Прямая трансляция из Opera de Paris в кинотеатрах - 4 октября.  Фото: AFP
Репетиция сражаения между католиками и гугенотами из оперы "Гугеноты" Джакомо Мейербера. Прямая трансляция из Opera de Paris в кинотеатрах - 4 октября. Фото: AFP

1. Смешение культур.

Джакомо Мейербер родился в Германии, под Берлином, в 1791 году. После заметных дебютов в Дармштадте, а затем в Вене, композитор приобрёл успех в Италии, где сочинял оперы в стиле Россини, которого считал своим учителем. Затем Мейербер переехал в Париж, где всего тремя операми завоевал титул наиболее исполняемого композитора XIX века.

Портрет Джакомо Мейербера, нарисованный с натуры художником Николя Е. Морэном, 1840 г.
Портрет Джакомо Мейербера, нарисованный с натуры художником Николя Е. Морэном, 1840 г.

2. Дьявольская тематика.

До «Гугенотов» Мейербер прославился оперой «Роберт-дьявол», одной из самых знаменитых в репертуаре Парижской оперы. Впервые она была исполнена в театре Ле Пелетье в 1831 году, либретто основано на легенде о герцоге Нормандии, который, по слухам, был отпрыском дьявола. Эта опера помогла французской столице приобрести репутацию одного из наиболее престижных оперных городов XIX века. Именно «Роберт-дьявол», ещё до «Гугенотов», заложил каноны «большой оперы», которым, желая завоевать Париж, следовали такие композиторы, как Верди и Вагнер.

Эрмонела Яхо (Валентина), Пол Гей (Граф де Сен-Бри, отец Валентины), Флориан Семпе (граф де Невер, жених Валинтины). Фото: (с) Agathe Joupeney---OnP ,
Эрмонела Яхо (Валентина), Пол Гей (Граф де Сен-Бри, отец Валентины), Флориан Семпе (граф де Невер, жених Валинтины). Фото: (с) Agathe Joupeney---OnP ,

3. Страх перед неудачей.

Огромный успех «Роберта-дьявола» имел неожиданные последствия: это парализовало Мейербера. Опасаясь, что ему не удастся повторить этот успех, он всё откладывал и откладывал сочинение «Гугенотов».

Эрмонела Яхо (Валентина), Йозеп канг (Рауль де Нанжи). Фото: (с) Agathe Joupeney - OnP
Эрмонела Яхо (Валентина), Йозеп канг (Рауль де Нанжи). Фото: (с) Agathe Joupeney - OnP

4. Отсрочка.

Вдобавок к боязни провала, Мейерберу не понравилась первая версия либретто, предложенная Эженом Скрибом. Болезнь жены также вынудила композитора сделать паузу в работе. В результате завершение оперы было отложено на неопределённый срок, так что директор Парижской оперы потребовал у композитора выплатить 30 000 франков неустойки, согласно его контракту с театром. Премьера «Гугенотов» состоялась чудом.

5. Скриб.

И всё же Эжен Скриб знал своё дело: драматург и романист, он был основным автором либретто для Парижской оперы и написал тексты для таких выдающихся произведений, как «Немая из Портичи» Обера, «Иудейка» Галеви, «Фаворитка» Доницетти и, разумеется, «Сицилийская вечерня» Верди.

Лизетт Оропеса (Маргарита Валуа) и Карин Дейе (Урбан,паж). Фото: (с) Agathe Joupeney---OnP
Лизетт Оропеса (Маргарита Валуа) и Карин Дейе (Урбан,паж). Фото: (с) Agathe Joupeney---OnP

6. Трудности.

Репетиции «Гугенотов» шли неспокойно, так как многие полагали партитуру невозможной для исполнения. В конце концов премьера оперы состоялась 29 февраля 1836 года в роскошной постановке, которая обошлась в 160 000 франков – астрономическая сумма по тем временам.

7. Противоречия.

Сюжет оперы повествует о любви на фоне религиозных столкновений, кульминацией которых становится резня в Варфоломеевскую ночь. Поскольку религиозный конфликт представлял собой чувствительную тему, действие часто переносили в другой сеттинг, чтобы оперу возможно было исполнять за границей. Только в 1848 году цензоры наконец ослабили хватку, позволив исполнять оперу в более аутентичном варианте.

Никола Тесте (Марсель, слуга Рауля де Нанжи) и Эрмонела Яхо (Валентина) в опере "Гугеноты". Фото: (с) Agathe Joupeney, OnP
Никола Тесте (Марсель, слуга Рауля де Нанжи) и Эрмонела Яхо (Валентина) в опере "Гугеноты". Фото: (с) Agathe Joupeney, OnP

8. Голоса.

Постановка «Гугенотов» требует участия семи выдающихся певцов: на премьере пели самые лучшие певцы того времени. Это обстоятельство частично объясняет, почему опера так редко исполнялась в XX веке.

Сцена из спектакля. Фото: (с) Agathe Joupeney, OnP
Сцена из спектакля. Фото: (с) Agathe Joupeney, OnP

9. Непрерывная мелодия.

Писавший о премьере Берлиоз среди других музыкальных инноваций отмечает появление промежуточной формы между арией и речитативом; позднее она трансформируется в непрерывную мелодическую линию, которой отличаются оперы Вагнера.

Прямая трансляция в кинотеатрах: 4 октября, в 19:00. Показы в записи с 18 ноября.
Информация и билеты на
operahd.ru

Источник: https://www.operadeparis.fr/en/magazine/ten-anecdotes-about-les-huguenots

Фото: (с) Agathe Joupeney - OnP .