Учитывая эти сложности, для диабетиков найден некий компромисс, при котором, образно выражаясь, и волки будут сыты и овцы целы.
О нем и поговорим, но вначале вспомним, о суточной дозе углеводов для больных сахарной болезнью. Она составляет чуть больше половины ежедневного калорийного бюджета. Это примерно 300 – 350 г. Чтобы заправиться таким количеством «топлива», надо съесть 60 г крупы, 300 – картофеля, 600 – прочих овощей, четверть килограмма хлеба и выпить пол-литра молока.
Понятно, что от такого рациона можно завыть на Луну, поэтому допустимо послабление в выборе ассортимента продуктов, исключая, разумеется, запретные плоды. Но здесь возникает другая проблема, о которой надо постоянно помнить: удельное содержание углеводов в различных продуктах – не одинаково. Поэтому при выборе ориентируются не на массу, съеденного продукта, а на количество содержащихся в нем углеводов. В среднем одна углеводная единица эквивалентна 10 г углеводов.
Закономерен вопрос о последствиях нарушения табу. Ибо, балансируя на грани дозволенного, диабетик должен знать, а что его ждет, если случится перебор. «Сахарный апокалипсис» переборов не любит. Эта болезнь вообще не позволяет играть с собой. Углеводный беспредел, во-первых, приведет к повышенному содержанию глюкозы в крови, по-научному – к гипергликемии. А, во-вторых, ударит по «фабрике» инсулина – поджелудочной железе, которая и так во время болезни не справляется с планом.
Однако, ограничение потребления углеводов, равно как и замена их жирами, крайне нежелательна. В этом случае организм начинает расходовать неприкосновенные запасы углевода, хранящиеся в виде гликогена в печени. Мало того, он пускает «под нож» и собственные запасы белков и жиров, вырабатывая из них глюкозу. И это еще не все, на что способен обделенный углеводом организм. Снижается масса тела больного, в крови накапливаются кетоновые тела, отравляющие организм. И дело идет к тому, что диабетик одной ногой стоит на пороге коматозного состояния, т.е. того и гляди брякнется в обморок.
Ограничение «сладкого» поднимает в душе заболевшего бурю протеста, заставляет скрипеть зубами при виде кондитерских изделий. И тогда на сцену выходит сахарный двойник. Его миссия – потрафить вкусам «хозяина» и в то же время не навредить ему. Вопрос о сытости волков и целости овец решают сахаро-заменители. Двойники отличаются энергетической ценностью. Одни ее имеют, а другие – нет. Первые называются калоригенными и при усвоении добавляют калорий, примерно 3,5 – 4 ккал на 1 г двойника. Поэтому потребление калорийных двойников требует точного учета общего баланса углеводов. А вторые – некалоригенные, калорий организму не добавляют.
К двойникам первого типа относятся сорбит, ксилит, фруктоза. Так как по калорийности они эквиваленты сахару, больные, склонные к ожирению, должны учитывать это в суточном рационе. Хороши двойники, воскликнет диабетик, – опять бери калькулятор, и считай калории. Что сказать на эту реплику? Добавить несколько важных аргументов в пользу двойников первого типа.
Во-первых, в граммовом эквиваленте суточная доза двойника в два раза меньше, чем сахара.
Во-вторых, всасываясь в кровь, он существенно не влияет на уровень глюкозы в крови.
В-третьих, в отличие от глюкозы, клетки организма открывают ему ворота без проводника – инсулина!
А вот это уже очень интересно, ойкнет любой из диабетиков, услышав последний аргумент. Немаловажно, что двойники, например сорбит, прячутся в ягодах и фруктах. Больше всего сорбита в рябине. Суточная доза двойника 5 – 10 г 2 – 3 раза в день. Сорбит еще и прекрасное желчегонное средство. Вот только надо знать меру. При дозе более 30 г вас поджидает тошнота, рвота, вздутие живота и, пардон, понос.
Уважаемые читатели, если вам была полезна или интересна статья, нажмите палец вверх. Вы так же можете подписаться на канал, чтобы получать больше интересных статей на диабетическую тематику.