Новый эксперимент на «Площади Свободы»: дали послушать группу «Кровосток» работникам силовых структур и расспросили об ощущениях. Ощущения оказались яркими. Но негативными.
Мы привыкли к одному и тому же суровому, безэмоциональному образу современной элитной касты siloviki. Но, как оказалось, суровые ребята тоже иногда склонны к самокопанию. Мы предложили им порефлексировать под тексты группы «Кровосток» — весной у нее как раз вышел новый альбом, а дальше коллектив поехал с гастрольным туром по России. Оказалось, все наши собеседники послушали эту музыку впервые. Что люди в погонах думают о новой версии шансона в мире постиронии и дуэлей — читайте из первых уст. Бонус — один герой нашего исследования видел изнутри тот мир, о котором говорят Шило и его собратья.
Марат, сотрудник Следственного комитета РФ с 18-летним опытом прокурорско-следственной работы
Эта музыка звучит очень жизненно, но она скорее про девяностые. Кровосток — не шансон. Шансон — музыка старых советских бандосов, правила которых новые попрали и поломали. Кровосток — про новых бандитов, жуликоватых, не имеющих духовных ценностей и презирающих общественные институты.
Такая музыка мне абсолютно точно не нравится. Меня переворачивает от этого. Ощущение возвращения в 90-е, когда я был беззащитным подростком, а гопота — хозяевами мира. Плюс вылезают старые ощущения работы следователем. Не самые лучшие.
В девяностые я встречал именно таких бандитов, пафосных. Но они в жизни совсем другие. Без налета романтики. Жестокие, бесчеловечные подонки. Будто мне снова 22, я снова следователь в Набережных Челнах, и один из моих жуликов на допросе рассказывает о своей жизни (после прослушивания «Биографии» — прим. ред). Вся моя карьера как раз строилась в нулевые. В то время я ходил на процесс по группировке «Хади Такташ» в образовательных целях. Учился поддержанию гособвинения.
В основном бандосов 90-х пересажали в нулевые, либо они друг друга перебили. И этих тварей я насмотрелся достаточно! Ещё периодически недобитки попадаются. Плюс старики уже поосвобождались и пытаются возродить тему. Но мы им не дадим! И сейчас встречаю такое, что приходят на допрос солидные дамы, замужем и с детьми. Их спрашивают: «Кем работали в 90-е?». Отвечают: «Проституткой».
Пожалуй, нашу работу лучше всего описывает фраза из Ницше: «Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя».
Анна, в прошлом криминальный журналист, сейчас — сотрудник пресс-службы в правоохранительных органах
На мой взгляд, «Кровосток» застрял где-то в 90-х, когда у всех все было плохо. Депрессивно-матерные песни. От полиции это ооочень далеко. Не знаю ни одного сотрудника, слушающего эту группу.
С одной стороны, блюющая школьница на видео (в одном из фан-видео «Кровостока» юную девушку тошнит прямо в кадре) — это показательно. Может, кто-то задумается и не будет пробовать наркотики. Но опять же, рассматривая контингент, слушающий группу — это те, кто остался в двадцатипятилетнем прошлом, этакие философы, у которых виноваты все, кроме них. А с другой — это немного противно. Группа почему-то идеализирует алкоголиков, наркоманов, психов. Надеюсь, автор песен и участники группы психически здоровы.
Вот честно, «Кровосток» слушать не буду. Она реально где-то в 90-х, для подростков. Группа с примитивными, тупыми рифмами. И мужики в отделе немного обалдеют, если услышат такое. Эта музыка не во вкусе коллег. Вообще. Абсолютно.
Ты меня просишь выбрать цитаты, но эти цитаты только гнев вызывают. Это какой-то неудовлетворенный школьник писал…
«Я люблю Россию, Россия любит меня, мы поможем друг другу кончить». Вот это что вообще такое? Переведи на человеческий.
Ришат Шакиров, прокурор Кукморского района Республики Татарстан
Думаю, эти песни оторваны от жизни. Согласен, насилие имеет место быть, но не столько же... Если послушаешь, вся жизнь человека состоит лишь из мата, нарушений и насилия. Ничего светлого. Но если оглянуться, жизнь прекрасна.
«Кровосток» — это мутация шансона не в лучшую сторону. У них есть схожесть: пропагандируют криминальную субкультуру. Но «Кровосток» пошёл дальше. Здесь и брань, и пропаганда насилия. Я считаю, что информация (слова песен) в печатном виде или в виде аудиозаписи должны быть запрещены для распространения среди детей. Тот, кто размещает ее в интернете, должен принимать соответствующие меры организационного или технического характера. Как в фильмах — 16+.
Про то, что существуют концерты этой группы, я слышу впервые. Люди ходят на те концерты и мероприятия, которые им нравятся. Где они получают заряд энергии, что им близко по духу. Значит, у отдельных людей есть в этом потребность. Это показывает нам нравственное состояние определенной части общества. Для них нецензурная брань и насилие — в рамках приличия и обыденного. Вот это настораживает. Конечно, для меня это ненормально.
Да, люди совершают преступления. Но большинство раскаиваются. Никто не говорит, что это круто или хорошо. Никто не хочет отбывать наказание в местах лишения свободы. Все говорят, что воровать плохо.
Творчество «Кровостока» мне не понравилось. Однозначно. Я люблю слушать Элвина Грея, ходить на его концерты. Такая музыка лёгкая, для души, слова со смыслом.
Ильдар, в 90-х два года был под следствием, ныне бизнесмен
Вообще, это говно говном, а не музыка. От такой музыки могут кайфовать только менты и молодежь. Среди братвы я таких вообще не встречал. Они зачастую образованные люди. Знаю тех, кто слушает классику. Да, на пьяную голову шансончик все поют, а этот «Кровосток»? Его точно в караоке никто не поет и не будет петь.
Сделала бы им за такие песни что-то реальная братва? За поступки на воле не наказывают, да и потом, это всего лишь песни. Шансон — вот это да, жизненно. А тут?
Вот, например, фильм «Бригада». Безруков что, бандос, как вы говорите? Не смешите меня, он просто актер, сыгравший роль. А это просто певцы, которые просто поют, сами не зная о чем. Подростки какие-то.
Группа «Кровосток» основана в 2003 году. Их жанр — абстрактный хип-хоп. Отличительные особенности — постирония, обилие мата, криминальный флер, монотонная читка. Участники группы, включая автора и исполнителя текстов Антона Черняка (Шило) — представители художественной среды России в возрасте «как следует за 40».