Найти тему
Пилот

Как кассовая программа поможет сэкономить на аналитике?

Рост доходов и оптимизация ассортимента товаров — задачи, стоящие перед любым магазином. Чтобы их решить, нужно регулярно анализировать динамику и структуру продаж. Конечно, это легко можно сделать при помощи CRM-систем. Но тут скрыты дополнительные траты: придётся купить софт, обучить персонал работать с ним и следить за правильностью ввода данных. Для того, чтобы избежать этих расходов, воспользуйтесь возможностями кассовой программы. Рассказываем, как именно она поможет сэкономить на аналитике.

Современные фронт-офисные системы аккумулируют огромный объём информации о продажах товаров, на основе которой легко анализировать внутренние маркетинговые данные. А именно:

  • общий анализ структуры и динамики продаж;
  • анализ простимулированных продаж (эффективность дисконтной программы и промоакций, результативность рекламно-маркетинговых мероприятий).

Разберёмся подробнее в том, какие полезные отчёты может сформировать для вас кассовая программа. И сделаем это на примере собственной разработки «Пилота» — кассовой платформы «Профи-Т».

Динамические отчёты

В «Профи-Т» вся информация о продажах в магазине хранится в серверной базе данных, обновляемой автоматически при закрытии каждого чека на кассе. Поэтому с помощью динамических отчётов можно в режиме реального времени проследить динамику изменения оборотов магазина в денежном и количественном выражении в течение кассовой смены.

-2

Таким образом мы можем видеть изменения объёма выручки по часам, количество покупателей, прошедших через кассу, средний чек и максимальную стоимость покупки.

Сводные отчёты

Любому аналитику интересно сравнивать данные за определённые периоды: например, самые популярные среди покупателей товары за прошлую неделю и нынешнюю. В этом поможет отчёт «Лучшие товары по продажам». Достаточно обозначить интересующий вас период времени и количество топовых товаров, допустим, десятка лучших (топ-10). Для наглядности отчёт дополнен диаграммой.

Таким образом можно легко запланировать какие товары нужно закупить или на какую продукцию неплохо было бы запланировать промо-акцию, если стоит задача увеличить оборачиваемость.

-3
-4

Сводный понедельный отчёт с диаграммами

Под влиянием различных факторов выручка в чередующиеся периоды может колебаться. Отследить изменения суммы продаж, количества покупок, а также величину среднего чека поможет «Сводный понедельный отчёт с диаграммами». Для его построения достаточно просто указать нужный период. Это поможет вести учёт динамики изменения оборотов магазина в денежном и количественном выражении.

-5

Пользователь может выбрать интересующий его период построения отчёта. Например, на рисунке это 2018 год и недели с 27 по 35.

-6

Отчёт построен в формате Exel, и включает данные по запрошенному периоду — с 27 по 35 неделю 2018 года. Задав аналогичный период, но 2017 года, мы можем получить динамику изменения показателей и проанализировать её.

Диаграммы, построенные по данным отчёта, отлично визуализируют динамику показателей. Например, сумма продаж, их количество или количество покупателей.

-7
-8

Выгрузка товарных отчётов в Excel

Анализ внутренней маркетинговой информации в ритейле на 85-90% состоит из обработки данных о продажах. В «Профи-Т» есть стандартный механизм выгрузки статистических данных о продажах в Excel. Это товарные отчёты, построить которые можно за нужный период (например, операционный день) времени как по всей номенклатуре, так и по выбранной группе товаров. Допустим проанализировать информацию по категории «скоропортящиеся товары».

При формировании отчёта выбирается интересующие период времени, группы и сегменты товаров.

-9
-10

Имея первичные данные о продажах, мы можем получить практически любую аналитику, воспользовавшись стандартными средствами Excel. Например, определить коэффициенты темпа роста выручки или вариации и, таким образом, оценить стабильность продаж.

-11

Не менее важно представлять себе, а что же за люди приходят в ваш магазин? Насколько они платёжеспособны? Какую сумму готовы потратить на покупки? Изучить портрет покупателя легко, достаточно сопоставить диапазоны сумм покупательской корзины. Обладая этими знаниями, можно планировать промо-акции. Или же применять их при закупке продукции.

В «Профи-Т» есть возможность проанализировать базу совершённых покупок за определенный период и получить отчёт о количестве чеков, попадающих в заданные диапазоны. Например, узнать, сколько покупателей предпочитаю недорогие товары и собирают корзину на 500 рублей и меньше. Или, наоборот, учитывать, сколько людей совершают покупки на сумму свыше 5000 рублей.

-12
-13

Анализ простимулированных продаж

Недостаточно просто провести промо-акцию. Для успеха магазина нужно внимательно анализировать её результаты. В этом также смогут помочь данные, полученный благодаря кассовой программе. Один из таких отчётов — «Отчёт по промоакциям на товары». Для того, чтобы его построить, нужно указать временной период действия акции, а затем экспортировать полученные данные в формат Excel.

-14

Итак, анализировать данные о продажах и не тратиться на CRM-систему, а значит и сэкономить бюджет магазина, вполне реально. В этом помогут стандартные отчёты кассовой программы, как мы увидели на примере кассовой платформы «Профи-Т», и использование механизма выгрузки данные о продажах из базы данных кассового сервера в Excel.

К слову, если нужно продемонстрировать отчёты для руководства, то их легко сделать презентабельными и яркими. Для этого достаточно подключиться из MS SQL к системе BI (например, как PowerBI — мы использовали в ряде проектов. Существует его бесплатная версия, которая вполне подойдёт для решения задач некрупных ритейлеров). Тогда отчёты будут интерактивными, можно будет использовать любую визуализацию. Да и доступ к ним будет открыт на всех устройствах, и посмотреть отчёты смогут ваши руководители.