В сентябрьском выпуске израильского журнала «Ха-Рефуа» за 2018 год вышла публикация, посвященная использованию барокамеры против побочных эффектов радиотерапии. По-научному данный метод называется гипербарической оксигенацией (ГБО). Это воздействие на организм кислорода под высоким давлением. Такая методика теперь вошла в стандарты лечения онкологии, то есть оплачивается страховкой.
Кислород под давлением помогает после радиотерапии
В Израиле для лечения онкологических больных все чаще используют ГБО.
В сентябрьском выпуске журнала «Ха-Рефуа» («Медицина») за 2018 год рассказывается о двух пациентах, которым назначили лечение в барокамере. Авторы публикации: Галья Мизрахи, Земер Ванг и Эяль Беркович из Института гипербарической медицины в Эйлате.
Там идет речь об устранении побочных явлений, вызванных лучевой терапией. В первом случае лечение методом ГБО получила 53-летняя пациентка, которая страдала от онкологии. До этого ей удалили опухоль на шее, а затем сделали радиотерапию. Однако и здоровые ткани в результате были сильно повреждены.
Похожая история случилась с 72-летним мужчиной – с той лишь разницей, что он прошел лечение по поводу опухоли простаты. Нежелательным эффектом лучевой терапии стали проблемы с мочевым пузырем и кишечником.
После барокамеры состояние обоих существенно улучшилось, тому свидетельства –рентгеновские снимки и слова самих больных. Лечебный курс ГБО состоял из 60 сеансов и длился 3 месяца. По словам авторов публикации, подобная процедура не причиняет боли и при этом дает ощутимую пользу.
В этой связи нужно сказать, что хотя медицинские технологии развиваются, методы терапии рака не являются совершенными. Согласно данным статистики, до 15% больных жалуются на побочное действие радиационного лечения.
Идеи русского ученого развивают в Израиле
В Пензе с 2001 года работает Центр спортивной медицины «Бароком». Здесь лечат различные патологии, в том числе травмы, полученные на тренировках, применяя физиотерапевтические методики. В этом Центре так же, как и в израильских клиниках, помогают онкобольным при помощи барокамеры. Врачи-баротерапевты проводят сеансы ГБО этим пациентам для предупреждения как постоперационных осложнений, так и осложнений, вызванных лучевой терапией. Такая практика существует здесь, начиная с 2003 года.
Возглавляет «Бароком» доктор медицинских наук Александр Николаевич Поликарпочкин. Руководитель этой организации поделился мнением о достижениях израильских ученых:
– В Израиле данная методика применяется давно, а сейчас она вошла в стандарты комплексного лечения онкологии, то есть оплачивается страховкой. Более того, врачи обязаны информировать пациентов, страдающих осложнениями радиотерапии опухолей, о необходимости использования ГБО.
Он добавил, что подобные работы проводятся в русле открытий, сделанных в нашей стране. У истоков создания метода лечения с помощью кислорода под давлением стоял ученый, генерал-майор медицинской службы И.А. Сапов. В 1970-х годах в СССР начались испытания этого метода – в том числе с помощью ГБО попробовали лечить онкологию. Сегодня его применяют при комплексной терапии рака в России, Израиле, США, Китае и Польше.
Почему гипербарическая оксигенация полезна при онкологии
Положительный эффект применения барокамеры вызван рядом факторов. Во-первых, кислород под повышенным давлением усиливает антиоксидантную защиту в здоровых клетках и снижает ее в опухолевых. В связи с этим больные перед проведением каждого сеанса лучевой терапии могут проходить сеансы ГБО. Это и способствует снижению количества осложнений.
Во-вторых, при проведении сеансов ГБО больше кислорода поступает в пораженные радиацией участки организма, а это уменьшает воспаление и ускоряет регенерацию тканей.
Третий фактор – микроциркуляторный, то есть применение барокамеры положительно воздействует на капилляры, количество которых увеличивается за счет плазматических капилляров, ускоряя восстановление поврежденных клеток.
Кроме того, проведение сеансов ГБО у онкобольных оказывает положительное воздействие на отдельные органы и системы за счет дезинтоксикационного, биоэнергетического, биосинтетического, метаболического, фармакологического, иммунокоррегирующего и других клинико-физиологических эффектов.