Атака (Attack), 1956, режиссер - Роберт Олдрич
Непривычно суровый для Голливуда середины пятидесятых милитари-экшн, посвященный боевым действиям в Бельгии 1944. В центре сюжета противостояние бравого лейтенанта (Джек Пэланс) с некомпетентным и трусливым капитаном (Эдди Альберт).
Трудный путь в Александрию (Ice Cold in Alex), 1958, режиссер - Дж.Ли Томпсон
Неплохой ремесленник Томпсон снял фильм, который не стыдно поставить на одну полку с "Платой за страх" Клузо. Групка британских военных пересекает на грузовике пустыню, спасаясь от немецкого десанта. Вместе с ними находится германский шпион, которого быстро вычисляют, но без помощи которого шансы выбраться живыми крайне малы.
Полевые огни (Nobi), 1959, режиссер - Кон Итикава
Антивоенный шедевр из Страны Восходящего Солнца. Конец 1944, Филиппины. Японский солдат проходит все стадии деградации личности, пытаясь выжить в хаосе отступления.
Удел человеческий (Ningen no jôken), (1959-1961), режиссер - Масаки Кобаяси
Трилогия Кобаяси об идеалисте на войне. В первой части герой, пытаясь откосить от службы, возглавляет концлагерь. Во второй не справившись по идейным соображениям с поставленными перед ним обязанностями, попадает в японские части в Манчужурии, где подвергается жесткому прессингу со стороны дедов. Третья часть - советский плен. После просмотра становится понятна сравнительно легкая победа Красной Армии в Китае.
Алмазы ночи (Démanty noci), 1964, режиссер - Ян Немец
Два молодых еврея бегут из поезда, направляющегося в концлагерь, где-то в Богемии. За ними начинается охота, на которую мобилизированы местные охотники. Могла бы получиться "Трудная мишень", но вышел один из самых визуально впечатляющих фильмов Чешской Новой Волны.
Красный ангел (Akai tenshi), 1966, режиссер - Ясудзо Масумура
Еще один ответ на вопрос: "почему мы проиграли войну". На этот раз от Масумуры. 1939 год, японокитайский театр боевых действий. Война показана глазами идеалистичной поначалу японской медсестры.
Человек-пуля (Nikkudan), 1968, режиссер - Кихати Окамото
Абсурдистская антивоенная комедия о последних днях американо-японского фронта Второй Мировой. Молодой японский солдатучится на камикадзе, когда даже самому тупому понятно, что Япония скоро капитулирует.
Пятая печать (Az ötödik pecsét), 1968, режиссер - Золтан Фабри
Фильм, поднимающие те же вопросы, что и "Восхождение" Шепитько.
Большая красная единица (The Big Red One), 1980, режиссер - Сэмюэль Фуллер
Таким могло бы быть "Спасение рядового Райана" в идеальном мире. Фильм Фуллера уделывает пропагандистскую поделку Спилберга во всех аспектах кроме зрелищности. И да, Ли Марвин заслуживает персонального культа.
Город жизни и смерти (Nanjing! Nanjing!), 2009, режиссер - Лу Чуань
Жестокий черно-белый фильм о "Нанкинской резне". Несмотря на ряд манипулятивных элементов, Чуаню удалось главное - показать геноцид без соплей и без счастливых спасений персонажей в финале. С последним не справился даже такой мастер, как Чжан Имоу в "Цветах войны".
Кстати, а сколько фильмов из списка смотрели вы?