Все знают, что пить сладкую газировку вредно. Лучше выбрать сок или просто воду. В моду вошли смузи и всякие детокс-напитки. Но всё равно, когда дело доходит до вечеринки или похода в фаст-фуд многие берут именно Coca-Cola или другие напитки. Правильный маркетинг и привычный вкус заставляет нас покупать его снова и снова. Расскажем, как всё начиналось.
Coca-Cola
В мае 1886 года Coca-Cola была изобретена доктором Джоном Пембертоном, фармацевтом из Атланты в штате Джорджия. Так называемые «содовые фонтаны» или сатураторы были в каждой аптеке, так как считалось, что она обладает лечебными свойствами. Со временем из лекарства вода превратилась в десерт: в неё стали добавлять сиропы и эфирные масла.
Именно сироп для содовой и придумал Пембертон, разводя его в медном чайнике на своём заднем дворе. Разбавленный газировкой сироп стал основной для бодрящего и освежающего напитка. Учтём, что в состав сиропа тогда входили листья коки – кокаин тогда ещё не считался опасным веществом, и орехи дерева кола, содержащие кофеин.
Название напитка придумал бухгалтер Пембертона Фрэнк Робинсону. Кроме того он владел каллиграфией и написал название “сoca-сola” фигурными буквами: изображение до сих пор используется в логотипе компании.
Успех и конкуренция
Через два года Пембертон, у которого не получилось «раскрутить» продажи, продаёт формулу напитка бизнесмену Аса Кэндлеру. Именно он основывает компанию The Coca-Cola Company, которая до сих пор производит легендарную газировку. Под его руководством продажи Сoca-Сola с 1890 по 1900 выросли на 4000%. Потом Кэндлер начал продавать лицензии разливочным компаниям по всему миру, так происходит и сегодня.
Многие пытаются повторить сироп Пембертона, но лучше всего получилось это у фармацевта из Северной Каролины Калеба Брэдема. Кроме прочего он добавил в сироп ваниль, и стал продавать его продавцам газировки. Со временем он организовал компанию, ставшую главным конкурентом Сoca-Сola – PepsiCо. Использую тот же агрессивный маркетинг и рекламу, они успешно развиваются и сегодня.
Фото: Wesley Caribe | unsplash.com
Дизайн и фонтаны с содовой
В 1915 году дизайнер Эрл Дин в рамках конкурса от компании придумал новую бутылку колы, которую мы хорошо знаем. Вид был вдохновлён формой плода какао: по одной версии, дизайнер перепутал слова «кока» и «какао».
Исторические источники показывают, что Coca-сola содержала не слишком безопасные компоненты достаточно долго, до начала XX века. Пока производитель не научился убрать все психоактивные вещества из листьев коки.
Фонтаны с содовой, где подавали в том числе колу, были очень популярны до 1960-х пока не настала эра фастфуда, поставившая продажу напитков на поток. До этого времени люди любили встречаться в заведениях, где можно было выпить газировки и обменяться новостями.
По состоянию на 2017 год, Coca-Cola является компанией с более чем $ 41,3 млрд в годовом доходе, 94 % людей хоть раз слышали о легендарном напитке. И сегодня по всему миру выпивают более одного миллиарда напитков в день.
Фото: Madelon | unsplash.com
Fanta
У Fanta тоже интересная история. Её придумали не в США, а в Германии в 1940 году. На ввоз сиропа был наложен запрет из-за политики страны, и пришлось регулировать вопрос собственными средствами. Главный химик завода Шетелиг решил попробовать сделать напиток на основе продуктов, которые есть в стране и с которыми не будет проблем во время войны. Вы удивитесь, но первую Fanta делали из яблочного жмыха, сахарина и молочной сыворотки: в Германии с этим нет недостатка. «Это был напиток, приготовленный из отходов от отходов», – писал директор немецкого завода Coca-Cola, который производил Fanta, Макс Кайт.
Название любимого многими оранжевого напитка происходит от немецкого слова “fantasie” – воображение. Было множество вариантов, в том числе «квирль» – утолитель жажды. Важно, что на время хозяевам завода удалось даже обойти военные квоты на сахар: им заменили сахарин. Благодаря этому Fanta в Германии была такой популярной: её добавляли в блюда, использовали как ароматизатор. Вот где пригодилось воображение.
Фото: Matt Botsfor | unsplash.com
Советские солдаты и газировка
При этом, как утверждает портал Favor, советским солдатам удалось попробовать новый лимонад одними из первых. В воспоминаниях генерал-лейтенанта Иван Варенникова, воевавшего под Сталинградом, есть упоминание немецкого напитка химического цвета. Однако наш морс, пишет Варенников, вкуснее.
В 1960 году права на напиток перекупило головное подразделение в Америке: очень уж хорошо у немцев всё получилось.
По данным журнала «Эксперт», на компании Coca-ColaСo и PepsiCo приходится 60% продаж газированных напитков и 80% соков в мире. Общая доля двух игроков на рынке — 55%. Большинство производителей не могут конкурировать с ними. Да и все мы продолжаем покупать газировку этих брендов, какой бы вредной она не была.
Валерия Тёмкина