Нелегальный и нигде не зарегистрированный, самозваный меджлис крымско-татарского народа, деятельность которого запрещена в РФ, ни на минуту не прекращает подрывной деятельности. Окопавшись после бегства из Крыма в Херсонской области Украины, меджлис регулярно совершает террористические акты на границе с Крымом, формирует там незаконные военные формирования исламистов, отправляет боевиков уничтожать Донбасс.
Но его щупальца тянутся на только в Крым и на Ближний Восток. В последнее время объектом крымско-татарских экстремистов стал и Узбекистан.
Судьба крымско-татарских переселенцев
Татарская община Узбекистана на данный момент составляет 300 тыс. человек, из которых 80-100 тыс. принадлежат к крымским татарам. Это главным образом потомки принудительно выселенного из Крыма в годы Великой Отечественной войны населения.
По состоянию на 1 июня 1944 г. в Узбекистан было переселено 35275 семей крымских татар, или 151604 человека. Об этой человеческой трагедии, наверное, знают все. Согласно постановлению Государственного Комитета Обороны № 5859 «О крымских татарах» от 11 мая 1944 г. власти Узбекской ССР обязаны были принять переселенцев и распределить их по городам и селам для использования на сельскохозяйственных работах и в промышленности. С позиции сегодняшнего дня решение выглядит суровым, но таковы были законы военного времени.
По мере возможности как государственные органы, так и народ республики старались облегчить участь ссыльных, оказать им помощь в обустройстве и трудовой деятельности. Например, упомянутым постановлением на власти УзССР возлагалась обязанность «обеспечить наделение прибывающих спецпереселенцев приусадебными участками и оказать помощь в строительстве домов местными стройматериалами», ежемесячно выдавать переселенцам муку, крупы, овощи. Выдача производилась бесплатно. Узбекистану были перечислены средства на выдачу ссуд на строительство домов и на хозяйственное обзаведение до 5000 рублей на семью с рассрочкой до семи лет. Для строительства домов Главснаблес поставил необходимые пиломатериалы.
Для крымских татар в Узбекистане началась новая жизнь, безусловно, сложная, но народ в целом прижился на узбекской земле. Об этом говорят, например, демографические показатели. По данным переписи населения 1959 г., численность татар в УзССР составляла 444810 человек, в 1970 г. – 573700 человек. Крымские татары расселялись в больших городах – Ташкенте, Самарканде, Бухаре, Фергане. При этом уровень образования крымско-татарской общины превосходил среднеузбекский. Будучи близкими по культуре узбекскому народу, крымские татары обогатили ее новыми именами писателей, художников, поэтов, музыкантов, скульпторов. Зарекомендовали они себя и высококлассными специалистами и учеными. Всей республике известны имена докторов технических наук Тейфука Асанова и Февзи Якубова, доктора химических наук Асана Муртазаева, доктора архитектуры Заремы Ногаевой, архитектора Энвера Асанова, востоковеда-тюрколога, доктора филологических наук Айдера Меметова, историка Гульсум Михалевой.
Узбекистан был в целом гостеприимным краем для переселенцев. С 1957 по 1990 г. здесь выходила республиканская газета на крымско-татарском языке «Ленин байрагы». В 1984-1991 гг. издавался литературно-общественный журнал «Йылдыз», а также две областные газеты «Дустлик» и «Бахористонакъикваты». Радио Ташкента до 1990 г. три раза в неделю вело передачи на крымско-татарском языке. В некоторых средних школах имелись классы для детей крымских татар, где обучение проводилось на родном языке. С 1969 по 1990 г. при филологическом факультете Ташкентского педагогического института было открыто отделение крымско-татарской филологии. Речь шла даже о предоставлении крымско-татарскому народу автономии, о чем сообщил один из нынешних активистов меджлиса Синавер Кадыров.
А как сейчас?
Согласно Конституции Республики Узбекистан, гражданам крымско-татарской национальности гарантируются равные права с остальными гражданами государства.
На территории страны действуют десятки крымско-татарских общественных организаций, фольклорные коллективы, выходят газеты и телепередачи. В 90-х гг. XX в. в Узбекистане были созданы Татарский общественный центр (Ташкент), татарские национально-культурные объединения (Алмалык, Бухара), татарская редакция телерадиокомпании Узбекистана, татаро-башкирский фольклорный ансамбль «Яшълек», татарский эстрадный театр «Дуслык», самодеятельные ансамбли «Якташ», «Лэйсан», «Безненмирас» (Ташкент), татаро-башкирский фольклорный ансамбль «Шатлык» (Самарканд).
Помогают татарам и их единокровные братья из Татарстана. По словам постоянного представителя Республики Татарстан в Узбекистане Р. Шакирова, «при татарских культурных центрах работают кружки по изучению татарского языка, также на официальном сайте нашего представительства существует раздел по изучению родного языка, ссылки на словари, переводчики, он-лайн курсы подготовки, такие как «Ана-Теле».
В республике широко отмечаются памятные даты татарских поэтов, писателей и деятелей культуры, а традиционный татарский праздник Сабантуй собирает десятки тысяч участников всех национальностей.
Толерантность и отсутствие нарушений прав крымских татар в Узбекистане отмечает и руководитель ташкентской татарской организации «Авдет», однофамилец известного меджлисовского деятеля Нусрет Джемилев: «Что касается взаимоотношений с узбеками, то они весьма толерантно, терпимо и доброжелательно относятся к депортированным: если и были случаи притеснения, то единичные. Власть тоже настроена вполне дружелюбно».
Крымско-татарские специалисты ценятся до сих пор. Как с гордостью признается Н. Джемилев, «крымские татары добросовестно относятся к делу – их с удовольствием принимают на предприятия». Даже отпускать не хотели в Крым, «потому что многие из уезжавших были сильные, грамотные специалисты, многие занимали высокие посты».
За мое ж жито, да меня же бито
Пока сотни тысяч крымских татар мирно трудились и растили детей в Узбекистане, в их рядах действовали экстремисты, подзуживающие соотечественников к возвращению в Крым. Один из них – уголовник с семью судимостями «диссидент» Мустафа Джемилев, долгие годы неизменный глава самозваного меджлиса. Нужно признать, что пока сорванные им с земли крымские татары годами ютились в мазанках, М. Джемилев весьма успешно нажился на операции под кодовым названием «возвращение на Родину». Его внимание к оставшимся в Узбекистане крымским татарам после собственного изгнания из Крыма вполне понятно. Для него количественное пополнение меджлиса – завтрак, обед и ужин.
Меджлисовские деятели упорно пытаются посеять межнациональную рознь в Узбекистане и не оставляют попыток фальсифицировать историю, доказывая крымским татарам, что в стране диктат и преследования, и насаждая враждебность по отношению к узбекам и государственной власти. По заявлению М. Джемилева, «в Узбекистане нет политической партии, которая представляет интересы крымских татар – при тоталитарном режиме права коренных народов нарушаются».
В чем же нарушения? Оказывается, «среди крымских татар в Узбекистане нет олигархов. Был один состоятельный человек, но его посадили. Более того, даже крымские татары, у которых был успешный бизнес в Узбекистане в сфере телекоммуникаций, собираются его сворачивать – законы в стране не работают, и в любой момент можно стать жертвой произвола». И в целом «люди боятся даже говорить на политические темы, тюрьмы переполнены гражданскими активистами», а крымские татары живут «даже хуже, чем при советской власти».
Все, что запомнилось «политическому» рецидивисту из его узбекского периода жизни, – это тюрьма, «поганое место с хамским отношением и полным пренебрежением к человеческому достоинству и произволом». Ну что ж, каждый выбирает свои «университеты».
Откровенным передергиванием и враньем Джемилев отравляет мозги татарской молодежи, которой уже почти не у кого спросить об истинном положении вещей. Рассказывая о депортации, экс-глава меджлиса утверждает, что со стороны узбеков «на выходящих из вагонов изнуренных и едва держащихся на ногах людей обрушивался град камней», а переселенцы «боялись попасть в больницу, ибо попавшие туда даже со сравнительно небольшими недугами люди живыми не выходили». И как после этого вранья молодые татары будут относиться к узбекам?
Не отстают и другие меджлисовские функционеры. Как пишет А. Аджимамбетов, «существование наших соотечественников в Узбекистане весьма плачевное. Справедливости ради оговорюсь, что есть среди них такие, кто живет в достатке. Но это единицы. Большинство прозябает в нищете. Настоящие сироты на чужбине». А «историк» Г. Бекирова нагнетает ужасы: «Семью Нинель привезли в Узбекистан, в Наманганскую область, Уч-Курганский район, разместили в каком-то старом сарае, в каждом углу которого жило по семье. Жара стояла невыносимая. Вода быстро протухала, в ней заводились черви. Но пить было больше нечего. Дети бросались и на эту жижу, чтобы хоть как-то утолить жажду. Люди начали болеть, умирали целыми семьями… Нинель запомнилось, что маму увезли в барак, где лежали больные, и она осталась одна. Никто не интересовался ею, никто не кормил. Она ела люцерну и всякие травы, чтоб утолить голод, мучилась после такой еды сильными болями в животе». И якобы никто из односельчан им даже воды не принес? Или не пустил к колодцу? Верится с трудом. На Востоке вода – это святое. Даже преступнику и злодею не откажут в глотке.
Чтобы «защитить» проживающих в Узбекистане крымских татар, якобы страдающих от преследований, состоявшееся 21 июля в Киеве 12-е заседание исполнительного комитета Всемирного конгресса крымских татар приняло решение отправить туда делегацию для ознакомления с положением крымских татар. Изначальная установка не предполагает объективных оценок. Фактическая цель – оказание давления на Ташкент. В идеале – сбор фактуры для подготовки судебных исков в международные суды для назначения компенсационных выплат со стороны Узбекистана за «ущемление прав» крымских татар. Что это, как не откровенное и наглое вмешательство во внутренние дела Узбекистана?
Охвостье мирового терроризма
Проблема с этими совершенно нелегитимными меджлисовскими «защитниками прав человека» еще и в другом. Меджлис, объявив себя парламентом всего крымско-татарского народа, тесно связан с мировыми террористическими организациями типа «Хизб-ут-Тахрир», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида» и даже ДАИШ. По словам крымского общественника Л. Усманова, главным прикрытием ваххабитов и хизбов является Всеукраинская ассоциация общественных организаций «Ар-Раид». Это украинское отделение международной террористической организации «Братья-мусульмане».
В Крыму «Ар-Раид» финансирует и поддерживает агентуру меджлиса. Нередко бывает, что «один брат в семье – член «Хизб-ут-Тахрир», другой – ваххабит, а их отец – важный чиновник, состоятельный коммерсант, высокопоставленный работник МВД или СБУ». Л. Усманов вместе со своим коллегой И. Беляловым подготовили российскому президенту письмо, раскрывающее связи меджлиса с мировыми террористическими сетями.
Это же подтверждает и депутат Госдумы РФ Р. Бальбек, заявивший, что «киевская власть окружила себя украинскими националистами и радикалами из меджлиса, тем самым создали все условия для появления в Украине пунктов по вербовке в ряды ИГИЛ. Эта среда создана при посредничестве радикалов из меджлиса, в частности господина Джемилева».
Впрочем, зачем далеко ходить? Окопавшиеся на границе с Крымом меджлисовские радикалы создают незаконные вооруженные формирования, в которые почти открыто входят представители турецкой террористической организации «Серые волки», а флагом созданного меджлисовцем Л. Ислямовым «Батальона имени Номана Челебиджихана» стало знамя ДАИШ.
Ты их в дверь, они в окно
Не приходится сомневаться, что под видом инспекторов по изучению положения крымских татар в Узбекистане меджлис обязательно направит в страну и своих спонсоров от «Братьев-мусульман» и «Хизб-ут-Тахрир». Как известно, узбекские власти крайне серьезно противодействуют проникновению в страну исламистских эмиссаров. Но смогут ли они эффективно противостоять деятельности подобной публики, если она прибыла от имени Всемирного конгресса крымских татар? Естественно, проникновение в Узбекистан террористов окажет негативное влияние на развитие двусторонних отношений республики со странами региона.
Кроме того, за «правозащитниками» явно торчат уши США и Британии. Так, в 2008 г. при активном участии структур «Аль-Раида» была создана организация под названием «Духовное управление мусульман Украины «Умма». Муфтий ДУМУ «Умма» – активист евромайдана, известный русофоб Саид Исмагилов. Исмагилов, в свою очередь, тесно связан с почетным гражданином штата Оклахома и известным американским грантоедом И. Козловским. Штаб-квартира же «Хизб-ут-Тахрир» находится в Лондоне, несмотря на то что организация признана террористической во многих странах.
Работая в тесной связке, исламисты, меджлис и их западные покровители будут усиливать давление на Узбекистан по двум основным направлениям. С одной стороны, по поводу «нарушения прав крымских татар», с другой – в связи с «сотрудничеством с террористами». И не стоит удивляться такому якобы противоречию. Способы давления «цивилизованного мира» на независимые государства поистине иезуитские. Вначале направить в страну руками ручного меджлиса террористов под видом правозащитников, после чего спекулировать обвинениями в нарушении прав человека и поддержке терроризма. Сирийцы, ливийцы и иракцы могли бы многое об этом рассказать руководству Узбекистана.
В связи с этим стоит крепко подумать, стоит ли пускать в страну подобных «защитников» и позволять им использовать граждан Узбекистана крымско-татарского происхождения в грязных геополитических играх.