На протяжении всей истории человечества люди пропадали без вести и терялись. Иногда это происходило при странных обстоятельствах. Порой уходили годы на то, чтобы найти хоть какие-то следы утерянных экспедиций, туристов и путешественников. «ВМ» рассказывает пять наиболее интересных историй пропаж при невыясненных обстоятельствах.
Нет ли вестей от Лаперуза?
Граф Жан-Франсуа де Гало де Лаперуз – один из самых знаменитых французских мореплавателей. Его именем был назван пролив Лаперуза, который находится между северной оконечностью острова Хоккайдо в Японии и южной оконечностью острова Сахалин – мысом Крильон.
После продолжительного путешествия, в том числе и вдоль берегов России, корабли мореплавателя «Буссоль» и «Астролябия» 10 марта 1789 года взяли курс на Новую Каледонию, острова Санта-Крус, Соломоновы острова и восточный и южный берега Австралии, и исчезли.
Следы кораблей искали около 40 лет, пока в 1826 году английский капитан Питер Диллон не обнаружил их останки. На этом месте установили памятник.
Существует легенда, согласно которой король Франции Людовик XVI перед самой своей казнью спросил: «Нет ли вестей от Лаперуза?».
Звено 19
Пять торпедоносцев-бомбардировщиков «Эвенджер» 5 декабря 1945 года вылетели на учения. Все машины вскоре исчезли.
«Эвенджеры» вылетели с базы морской авиации в Форт-Лодердейле и должны были проследовать на 56 миль на восток, где над группой рифов Хэн энд Чикенс Шоулз произвести практическое метание бомб, затем продолжить полет по тому же курсу еще на 67 миль, залечь на курс 346, пересечь остров Большая Багама, пролетев 73 мили, лечь на обратный курс и вернуться на базу. Маршрут был стандартным, имелись визуальные навигационные ориентиры, а путь проходили систематически в рамках учебных полетов. Метиопрогноз был благоприятным.
Вскоре после вылета пилоты заблудились. Они сообщили, что вышли из строя компасы, связь была неустойчивая. Пилоты долго кружили в воздухе, выполняя указания диспетчеров, используя свой опыт и меняя курсы. На протяжении всего полета велась радиосвязь. Вылет состоялся в 14:10, а примерно к 20:00 закончилось топливо, и самолетам пришлось приводниться. После этого никаких сведений о судьбе воздушных судов и пилотах не появилось. Поисково-спасательные операции не дали никаких результатов. Всего было задействовано триста самолетов армии и флота и двадцать одно судно. Операция была прекращена через несколько недель без результатов.
Случай часто упоминается в разговорах о Бермудском треугольнике. Также бытует и конспирологическая теория, согласно которой полет был предпринят с целью испытания нового вида оружия.
Группа Дятлова
В ночь на 2 февраля 1959 года на Северном Урале, недалеко от перевала, впоследствии названного перевалом Дятлова, при загадочных обстоятельствам пропала и погибла группа из девяти туристов, которых возглавлял Игорь Дятлов.
Участники похода должны были преодолеть 300 километров по северу Свердловской области. Путь на лыжах начался 27 января. С 28 января о событиях известно из дневниковых записей и фотографий участников. Группа 1 февраля поднялась на склон горы Холатчахль, где остановилась на ночлег у того самого перевала. Возвращение туристов ожидали 12 февраля. Группы поисковиков сформировали 22 февраля, а наиболее перспективным местом для розыска стал район от горы Отортен до Ойка-Чакура. Туристическая палатка была обнаружена 26 февраля. Ее было видно частично, а один из скатов оказался надрезан и порван. Людей обнаружено не было, но по документам определили, что это – палатка группы Дятлова.
На следующий день обнаружили тела двух туристов, которые были раздеты до нижнего белья. Вокруг них разбросаны куски одежды, часть из которых обгорела, а на кедре рядом обломаны ветки. В 300 метрах от этого места вверх по склону обнаружили тело Игоря Дятлова. На его лице остался ледяной нарост, что значило, что перед смертью он дышал в снег. Тело Зинаиды Колмогоровой нашли в тот же деть под слоем плотного снега в десять сантиметров еще на 330 метров выше по склону. На ней не было обуви и на лице имелись признаки кровотечения. Далее с марта по май нашли и другие тела.
Следствие постановило, что разрез в палатке сделали изнутри. В убийстве группы подозревали местные племена манси, но вскоре их оправдали.
Всего существует от 20 до 64 версий гибели группы: от мифических и криминальных до замерзания и убийства животными.
Рота в тумане
Во время Первой мировой войны, 12 августа 1915 года, в ходе атаки турецких позиции в период Дарданелльской операции пропала целая рота из 267 человек. Воины вошли в облако тумана, после рассеивания которого ни живых солдат, ни тел на земле обнаружено не было. Событие назвали исчезновением Норфолкского полка 1/5 (по наименованию формирования). Солдаты углубились в лес, и никто не вернулся. Их тела обнаружили уже в 1918 году после окончания войны. С 1915 года они считались без вести пропавшими среди белого дня. Мистический оттенок этой истории придает туман, в котором солдаты якобы растворились. Существуют версии и похищения инопланетянами, и попадания в «иные» пространства, реалистичной причиной является пленение солдат турками и убийство, однако Турция до сих пор исключает этот факт.
Последний полет
Последнее загадочное происшествие случилось 21 октября 1978 года. Девятнадцатилетний пилот самолета Cessna 182L пропал над Бассовым проливом в Австралии. Маршрут составлял 235 километров. Фредерик Валентич постоянно связывался с Управлением воздушным движением в Мельбурне и сообщал о том, что его преследует некое воздушное судно. После того, как радиопередачи прервались и пилот не прибыл в назначенное время в аэропорт Кинг-Айленд, начались поисковые работы, которые шли четыре дня. Никаких следов крушения не было обнаружено. Пилот постоянно упоминал по радиосвязи преследующий его самолет, который то оказывался над ним, то приближался. Потом он сообщил, что это вовсе не самолет, и он висит в воздухе.
Уфологи, занимающиеся этим вопросом, сообщали о том, что была найдена записка, в которой Валентич писал, что был захвачен НЛО и ему предложили стать пилотом космического корабля.
Специалисты полагают, что на самом деле пилот был дезориентирован в течение полета «вверх ногами» и посчитал, что огни его самолета, отражавшиеся в воде являются ничем иным, как светом от другого воздушного судна. Однако авиаконструкторы опровергают эту теорию, в связи с тем, что продолжительный полет таким образом на его модели самолета невозможен. Также говорили и о возможности самоубийства, и попадания в траурную спираль под воздействием вестибулярной иллюзии в продолжительном повороте, потере ориентации и принятии пилотом планет Венера, Марс, Меркурий и звезды Антарес за НЛО. При предполагаемой теории движения самолета Валентича, такое считается возможным.