Почему-то когда в опере поют несколько человек, всё совершенно ясно: двое - значит, дуэт, трое - терцет или трио, много - хор. Но когда герой или героиня поёт соло - начинается карусель с названиями: то это называется ария, то каватина, то романс, то ариетта...
Как разобраться?
Абсолютно чёткой классификации не существует, потому что опера - дело живое. Но если в самых общих чертах, то получится примерно так.
1. Ария - это самый важный момент в опере. В ней герой или героиня высказываются максимально развёрнуто и ярко, так, чтобы мы поняли, что это за персонаж и что он переживает в данный момент.
Для оперного певца ария - этот момент "Х". Получится показать свой вокал во всей красе - хорошо. Нет - дальнейшее уже не имеет особого смысла.
Чтобы показать все оттенки характера персонажа, композиторы обычно пишут арии в довольно сложных формах. Хотя бывает и ровно наоборот.
Вот прекрасная маленькая ария Любаши из "Царской невесты" Римского-Корсакова (здесь не полностью, но в целом она звучит три минуты).
2. Каватина.
Так называется ария, с которой оперный персонаж первый раз появляется на сцене, его презентация. Каватина Нормы из оперы Беллини, каватины Фигаро в операх Моцарта и Россини называются так именно по этой причине.
Бывают, правда, каватины и в середине, и даже в конце оперы, но тогда это что-нибудь обязательно лирическое и напевное.
3. Ариетта - это уменьшительное от "арии". То есть это маленькие и несложные по вокалу и образу арии.
4. Кабалетта.
Так обычно называют заключительный раздел арии - обязательно энергичный, на пределе эмоций, очень ритмичный и виртуозный.
Вот, например, вторая часть арии Манрико из оперы Верди "Трубадур". Он тут одержим жаждой мести.
Две кабалетты в исполнении Марии Каллас были в другой культшпаргалке.
5. Ариозо - это может быть или небольшая ария, или сольный фрагмент дуэта. Например, знаменитое ариозо "с цветком" Хосе (его часто называют арией) - это часть его дуэта с Кармен из второго действия.
6. Оперные романсы, куплеты, песни и песенки, серенады, баллады, канцоны и канцонетты - всё это рангом ниже, чем ария, потому что более просто по музыке и форме (но часто очень сложно по вокалу).
У каждого из этих форм есть, конечно, есть свои акценты. К примеру, романсы - это всегда что-то лирическое и про любовь, в серенадах
- то же самое плюс гитара или мандолина в аккомпанементе, как в этой моцартовской Серенаде Дон Жуана :
В оперных балладах есть рассказ о чём-либо (Томский в "Пиковой даме" рассказывает историю Графини). А куплеты - это всегда такой концерт внутри оперы. Тореадор (из "Кармен") поёт свои знаменитые куплеты перед сборищем контрабандистов в таверне, а месье Трике - перед гостями в доме Лариных ("Евгений Онегин").
В заключение
Вся эта иерархия актуальна только для старой оперы 18-19 веков. В операх 20 века вы вряд ли встретите кабалетты с ариеттами. Но проблема в том, что репертуар оперных театров мира и в 21 веке на 80% заполнен старыми операми. Так что теорию знать не будет лишним)
Ещё на ту же тему:
"Шесть самых знаменитых алкогольных арий"
"Пять великих опер, которые стыдно не знать"
"Семь фактов о театре. Почему партер раньше был таким дешёвым?"