Найти тему

Унизительная победа «Единой России»

«Единая Россия» по итогам обработки более 80% бюллетеней набирает на выборах в заксобрание Забайкальского края третьего созыва около 27,9% голосов тех немногих избирателей, которые 9 сентября пришли на участки (избирком прогнозирует итоговую явку в 22-25%). Даже если результат ЕР к утру вырастет на несколько процентов, партия власти обязана считать его катастрофическим. У расположившейся к 3 часам ночи на втором месте ЛДПР 24,74%, у КПРФ – 24,72% — проблема не только в том, сколько потеряла «Единая Россия», дело ещё и в невероятном успехе так называемой системной оппозиции.

На фотографии - лидер забайкальских единороссов Сергей Михайлов, фото - ИА "Чита.Ру"
На фотографии - лидер забайкальских единороссов Сергей Михайлов, фото - ИА "Чита.Ру"

Едва ли не впервые в истории «Единой России» в Забайкальском крае и Читинской области на низкий финальный результат работала как федеральная, так и региональная власть, а серия технологических ошибок привела не только к низким результатам на голосовании по спискам партий, но и к потере почти половины одномандатных округов. Впрочем, «Единая Россия» в Забайкальском крае, да и в целом в России последовательно шла к этому результату почти 10 лет.

Последние серьёзные изменения в региональном отделении «Единой России» произошли в середине 2010 года, когда с постов спикера заксобрания Забайкальского края первого созыва и первого секретаря отделения сняли Анатолия Романова – его обвиняли в торговле мандатами. Мало кто уже помнит, как сильна была в то время «Единая Россия». На первых выборах в заксобрание только что созданного Забайкальского края, в октябре 2008 года, партия власти набрала давно недостижимые 55%, при этом на выборы пришли 45% избирателей. Уже в 2011 году, когда парламентом и региональным отделением партии руководил нынешний сенатор Степан Жиряков, на выборах в Госдуму ЕР набрала 43,28% голосов. В 2013 году на выборах в заксобрание результат составил 43,09%, но если оценивать голосование не только по партийным спискам, но и по одномандатным округам, то становится очевидным, что пять лет назад «Единая Россия» разгромила всех в одну калитку. Партия могла выступить ещё лучше, но в регионе вместе с парламентом выбирали нового губернатора – беспартийного эсера Константина Ильковского, и пришлось делиться со «Справедливой Россией» как минимум одним мандатом, а потом ещё и полномочиями, и муниципалитетом. В 2016 году на выборах в Госдуму «Единая Россия» набрала 39,86%. Теперь вот показатель в 30% кажется недостижимой утренней мечтой.

У «Единой России» в Забайкальском крае системный кадровый кризис. Опытные возрастные лидеры постепенно уходят на покой или в тень, часть дискредитированы и на смену приходить фактически некому. Три уважаемых человека во главе списка «Единой России» на выборах 2018 года – это правда очень красиво и изящно, но по факту не работает. Сейчас сложно представить, кто мог бы быть на этих плакатах вместо чабана, врача и космонавта. Быть может, только улыбчивая губернатор Наталья Жданова или просто красивая Юлиана Бажина – у «Единой России» много лиц, но никто давно не вызывает восхищения.

В ходе избирательной кампании через суды с выборов были сняты списки партий «Родина», «Партия дела», «Яблока», несколько самовыдвиженцев. Невозможно утверждать, что массовое снятие с выборов мелких партий было следствием чей-то единой недоброй воли. Тем не менее, опустошение бюллетеня привело к тому, что избиратели слили весь негатив от пенсионной реформы, роста налогов и общего разочарования властью в проценты ЛДПР и КПРФ, которые никогда в жизни не получали в регионе таких результатов.

Безусловно, на результате «Единой России» сказалась политика федеральных властей, которые ссыпали все закрученные гайки на головы восхищённых россиян не в октябре, а сразу после выборов президента – в мае. Попытки Владимира Путина объяснить рост налогов и пенсионную реформу гнетущей необходимостью затянуть пояса ради светлого будущего очевидно оказали положительное морально-психологическое воздействие только на журналистов федеральных телеканалов. Остальные или не пошли на выборы, или отдали голоса кому угодно, лишь бы не «Единой России».

Наверняка на результатах партии власти сказалось и летнее наводнение. Раздражение от того, как власть не по телевизору, а в реальности устраняла последствия, что обещала и что на самом деле делала, до сих пор разлито по социальным сетям и СМИ. К тому же в связи с ЧС «Единая Россия» приняла решение свернуть и без того не очень яркую и понятную предвыборную кампанию. Кажется, что кампания эта повторяла очертания губернаторских выборов 2016 года. Это тоже показалось максимально странным: Наталья Жданова два года назад избежала непредсказуемого второго тура исключительно благодаря мобилизованным дисциплинированным избирателям Агинского Бурятского округа. В Чите действующий губернатор получила меньше 50% по всем четырём районам.

Откровенный бардак творился у «Единой России» в одномандатных округах, особенно в краевом центре — без слёз смотреть туда невозможно. «Единая Россия» потеряла знаковый Центральный округ №2 в Чите, где два раза подряд побеждала директор телекомпании «Альтес» Карина Канунникова – победу здесь одержал коммунист Николай Мерзликин. Слит ЛДПР Гагаринский округ №3, откуда мутными схемами выковыривали сильного и хорошо известного единоросса Андрея Никонова, которого заменили на человека с фамилией, не известной даже журналистам. Опасный своей непредсказуемостью и отчего-то совершенно неконтролируемый предприниматель Александр Щебеньков утонул в Железнодорожном округе №5 и уволок за собой статусного опытного председателя совета директоров компании РУС, единоросса Александра Филонича. Отдан КПРФ Черновский округ №6 – в нём на выборы не пошёл опытный Николай Сыроватка, который проиграл праймериз боксёру и начинающему бизнесмену Никите Жданову. Предсказуемым выглядит поражение директора кинотеатра «Удокан» Александра Сапожникова в Кенонском округе №7, где без шансов для соперников во второй раз выиграл эсер Владимир Иванченко.

Из семи округов в Чите «Единая Россия» смогла взять только два: в Октябрьском округе №1 третий раз подряд победил действующий спикер заксобрания Игорь Лиханов, в Титовском округе №4 третий же раз подряд, но с большим трудом и преимуществом меньше чем в полпроцента – выиграл декан факультета ЗабГУ Юрий Кон. Это даже не катастрофа, это действительно какое-тоунижение.

Поздравления по итогам выборов могут принимать не только ЛДПР и КПРФ. Впервые представительство в краевом парламенте появится у «Партии пенсионеров России», одномандатника в заксобрание протащила «Партия Дела». Наверняка ни КПРФ, ни ЛДПР и представить себе не могли 3-4 месяца назад, что смогут взять по 9-10 мандатов. Кажется, что у «Единой России» может не оказаться даже простого большинства, и вполне вероятно, что кому-то там придётся реанимировать давно забытые навыки переговоров.

Сложно при этом представить, что было бы, отработай КПРФ и ЛДПР предвыборную кампанию на полную катушку с использованием всех своих ресурсов. Та же ЛДПР за полгода до выборов практически слила взаимодействие с сильным депутатом Госдумы Юрием Волковым, который был избран от партии и неожиданно для краевого правительства начал… работать депутатом. По факту кампании всех конкурентов «Единой России», кроме, быть может, «Партии дела», вышли ещё более скучными и беззубыми. Финальный результат парламентской оппозиции сделало протестное голосование, а в случае с ЛДПР – ещё и личность Владимира Жириновского, который возглавлял список партии и, конечно, узнавался гораздо лучше космонавта Тарелкина.

Конечно, в региональном отделении «Единой России» назрели перемены, но они назрели ещё пять лет назад и с тех пор ситуация только постоянно и как будто намеренно усугублялась. В связи с этим я не удивлюсь, если это поражение в течение пары дней представят тактической победой партии власти.

Впрочем, изменения нужны и КПРФ, и ЛДПР, и уж тем более «Справедливой России». Вряд ли в этих партиях есть люди, которые чётко понимают, чем они собираются заниматься в третьем созыве регионального парламента, и чем они могут быть по-настоящему полезны якобы избравшему их населению Забайкальского края.