Так уж сложилось, что у меня один ребенок - сын Стас. И ему. единственной нашей кровиночке, мы с мужем Костей старались дать только лучшее.
Семья становится больше
Десять лет Стасик серьезно занимался хоккеем, пока в шестнадцать не пришлось оставить спорт из-за проблем со спиной. Сказалась давняя травма, полученная на тренировке. Но ничего, пережили. Учился сын в хорошей школе, где все педагоги - высококлассные профессионалы, работающие по призванию. Без блата и взяток поступил в МГУ, на химический факультет. И жильем мы его обеспечили - купили однокомнатную квартиру. Скажу честно: тому, что Стас решил жениться сразу после окончания университета, я не обрадовалась. Хотелось, чтобы сын сперва занялся карьерой, состоялся как профессионал, а уж потом брал ответственность за семью. К счастью, жена его Юля оказалась девушкой весьма прагматичной. Невестка приехала в Москву из Оренбурга. Они со Стасом вместе учились, и об участи домохозяйки Юля не мечтала. Такой рациональный подход к жизни, честно говоря, был мне поначалу симпатичен.
Семья становится меньше
Жили молодые в квартире Стаса. Отношения с невесткой у нас складывались довольно теплые - мы созванивались, делали друг другу подарки к праздникам. А через год после их свадьбы выяснилось, что Костя, мой муж, серьезно болен. Нашли рак кишечника. Полгода мучений, три операции, море слез - и его не стало... Время борьбы с недугом Кости было самым страшным периодом в моей жизни, когда не знаешь, чем помочь близкому, когда все усилия врачей оказываются напрасными. И Стас очень переживал: боялся, что, оставшись вдовой, я от тоски уйду следом за отцом. Вскоре после похорон сын стал поговаривать, что неплохо бы нам жить вместе. Меня его предложение одновременно и привлекало, и пугало. С трудом представляла, как буду жить под одной крышей с чужой, по сути, женщиной - с Юлей.
Все-таки решилась на переезд!
Раз за разом сын возвращался к тому разговору. А потом еще и выяснилось, что Юля беременна. Втроем в однокомнатной квартире им было бы тесно. Поэтому мы решили продать обе наши квартиры и купить одну, просторную, в которой хватало бы места всем. Одна из четырех комнат - самая большая - была у нас общей, во второй жила я, в третьей -Стас с Юлей. В оставшейся четвертой комнате я предложила обустроить детскую - не спеша сделать ремонт, купить мебель, игрушки, чтобы через полгода к рождению малыша у нас все было готово. Но Юля заявила, что первое время ребенок будет жить в их комнате: мол, так удобнее. А из последней комнаты они со Стасом решили сделать кабинет. Я удивилась, ведь мой сын с рождения спал в отдельной комнате и рос спокойным ребенком. Однако спорить с ними не стала. Подумала: вот родит Юля, а потом и будем рассуждать, как лучше. Тем более, что кабинет молодым был очень нужен, они решили открыть собственное дело.
Неугомонная невестка
В ту пору экологически безопасных средств бытовой химии в России было мало. Юля мечтала занять эту нишу в бизнесе и мужа уговорила рискнуть. Бывший однокашник, эмигрировавший в Германию, помог им найти партнеров за рубежом. Юля за два месяца выучила разговорный немецкий, что-бы проще было в деловом общении. Бизнес шел в гору. Одно меня тревожило - здоровье беременной невестки. Срок родов приближался, а Юля и не думала беречь себя. Она допоздна засиживалась за компьютером, заполняя какие-то документы, отчеты. В женскую консультацию ходила редко. К нам домой даже участковый врач как-то раз пришел, но неугомонную беременную не застал. Я уговаривала ее побольше отдыхать, думать о здоровье будущего ребенка. Но невестка лишь отмахивалась: мол, успеет еще насидеться дома.
Долгожданная внучка
Вопреки моим страхам наша Женечка родилась в срок и абсолютно здоровой. Стас продолжал заниматься бизнесом, а Юля на время стала образцовой мамой, разве что грудью дочку не кормила. Но всего через полгода предприимчивая натура снова взяла верх. Юля начала активно помогать Стасу. Сперва из дома, а потом и вовсе стала уезжать на целый день в офис, который они арендовали. О внучке же заботилась я. Возиться с Женечкой мне было только в радость, хотя мелькали порой в голове мрачные мысли о том, что семья у нас какая-то неправильная. Все-таки малышке нужны родители, и особенно важен близкий контакт с мамой. Женечка же видела ее только по вечерам, уставшую и раздраженную. Я пыталась тактично поговорить с Юлей. Но в ответ слышала только нравоучения о том, что в современном мире женщина должна строить карьеру наравне с мужчиной, к чему невестка и стремится. Ну что тут скажешь? Вроде и возразить нечего.
Разлад
Наверное, с тех пор наши с Юлей отношения испортились. Появились недомолвки. То мне казалось, что она брезгует приготовленным мною ужином, то невестка подозревала, что я за глаза называю ее плохой матерью. Для внучки она стала еду готовить сама. Говорила, что я неправильно все делаю. Мне это было очень обидно. Один раз из-за этого мы сильно поссорились. Сын не знал, как нас помирить, да и не очень-то старался. Занимал нейтральную сторону. Мне тоже это было обидно. Однажды Юля поехала в Оренбург, в гости к своим родителям, взяв с собой дочку. Хотела показать девочку родным, которые еще не видели ее. Особенно обидно стало, когда они с Женечкой вернулись через неделю, а разговоров только и было, что о Юлином племяннике. Мальчик в год и восемь месяцев уже знал наизусть несколько четверостиший, в то время как наша Женечка еще даже не разговаривала. В тех рассказах был явный укор в том, что я не умею заниматься с внучкой. Хотя мы с Женечкой и книжки читали, и рисовать учились. Просто все детки развиваются по-разному. Потом у нас с невесткой появился еще один камень преткновения -здоровье Стаса. В юности, когда у него возникли проблемы со спиной, врачи рекомендовали каждый год проходить курс поддерживающей терапии. Но в последние годы сыну даже на осмотр к врачу сходить было некогда. Что уж говорить о лечении! Я напоминала Юле, что Стасу нужно лечить спину, пока хуже не стало. А кто, если не жена, должен о здоровье мужа думать? Но она только огрызалась. Отвечала, что Стас не маленький ребенок и в состоянии сам о себе позаботиться.
Не было бы счастья
На фоне всех этих скандалов у меня давление повышаться начало, другие болезни обострились. Я стала подумывать о том, как здорово было бы снова жить одной, а к сыну с семьей ездить в гости. К тому же, внучка пошла в детский сад и в моей круглосуточной опеке больше не нуждалась.
Каково же было мое удивление, когда однажды невольно подслушала телефонный разговор примерно о том же самом. Юля жаловалась подруге и говорила, что хочет разменять нашу квартиру на две поменьше, чтобы жить отдельно от меня. Не знаю, чем закончилось бы дело - возможно, крупной ссорой и разъездом, - не случись беда. Только я уехала пожить к приятельнице на дачу, отдохнуть от всего, как у Стаса начались проблемы со спиной, болезнь обострилась. Его увезли на скорой прямо с работы. А ведь я предупреждала! Сын не успел подписать крупный контракт, и фирма могла понести убытки. Юля сидела дома: у Женечки поднялась температура. Когда я узнала о случившемся, тут же вернулась. И впервые в жизни увидела, как невестка плачет. Неудивительно, ведь она не знала, за что хвататься: ехать к мужу в больницу, решать рабочие вопросы или успокаивать хнычущую дочку. Конечно же, я предложила ей помощь: «С Женечкой я побуду. Стас в больнице тоже под присмотром, там врачи. А вот на работе без тебя никак, так что езжай туда».
Надо помогать друг другу!
Юля поблагодарила меня и уехала. Контракт подписали, фирму спасли от убытков. Женечка выздоровела через два дня, Стас же пролежал в больнице две недели. Все это время делами фирмы занималась одна Юля.
Скажу честно: меня даже гордость брала за невестку. Ведь не побоялась девчонка взять ответственность на себя! Сама такой решительной никогда не была.
И потом на ссоры у нас не оставалось времени: заботы о внучке, о выписавшемся из больницы сыне. Мне приходилось следить за тем, чтобы Стас выполнял все предписания врачей.
Сложная жизненная ситуация будто открыла нам с Юлей глаза на то, что не было видно за мелкими бытовыми междоусобицами: мы - одна семья, и родные люди должны не враждовать, а помогать друг другу. Юля теперь следит, чтобы Стас регулярно ходил к врачу и берег спину. Я очень рада, что у них с мужем и дочкой появилось правило: один день недели они проводят только втроем. Юля не дарит всю себя семье, как мне, возможно, хотелось бы. Зато она настоящий локомотив, без нее Стас не добился бы и половины того, что имеет сейчас. Так что с женой сыну определенно повезло.