На днях в инстаграме основателя Додо-пиццы Федора Овчинникова была опубликована зарисовка из его путешествия в Норильск. В этой зарисовке Федор обратил внимание на то, что прибыль предприятия, работающего в Норильске, к самому Норильску никакого отношения не имеет. А может ли такое себе позволить малый бизнес?
Вот полная цитата из инсты Федора:
Норильск считается одним из самых загрязнённых городов России, а может и мира. За год на жителя Норильска выпадает до 11 тонн разных выбросов. Эти фотографии я сделал не специально - мы просто выехали за город, чтобы посмотреть, как работает производство. Вся природа вокруг города безжалостно уничтожена. Если вы хотите посмотреть на технократический апокалипсис, настоящий ад, приезжайте в Норильск. Знаете, о чем я думал, когда смотрел сегодня на город? Годовая прибыль «Норильского Никеля», главного градообразующего предприятия, составляет два миллиарда долларов. И на деньги, заработанные здесь, была куплена не одна яхта и баскетбольный клуб в Нью-Йорке.
На следующий день я смотрю выступление Аяза Шабутдинова на форуме Трансформация. И там среди множества слайдов и цифр я замечаю, что один из партнеров Аяза, предприниматель из Оренбурга Дмитрий Неверов, за свой счет в центре города поставил удобные скамейки.
А потом читаю новость на E1 (городской портал Екатеринбурга), что предприниматель Юрий Окунев и музыкант Владимир Шахрин создали фонд "Город может", который занялся переделкой городской инфраструктуры. За свой счет и за счет частных инвесторов.
Да, безусловно и РМК (Русская Медная Компания) в Екатеринбурге много делает для развития инфраструктуры. Офис красивый строят, Академию единоборств построили. Да такую, что вся страна завидует. Но вот место, где РМК зарабатывает, не выглядит таким радужным. Томинский ГОК наводит ужас на всех жителей Челябинска. Та же история с пейзажем в городе Карабаш. Кстати, одно из самых грязных мест на планете.
Прелесть малого бизнеса для жителей в том, что предприниматель, владеющий небольшим предприятием в Норильске, Оренбурге или Ульяновске, если и будет вкладывать свои усилия в развитие инфраструктуры, то в этом же самом Норильске, Оренбурге и Ульяновске. Ведь это нормально - стремиться сделать место своей жизни более комфортным? Сделать все, что бы твоим близким было комфортно? А предпринимателей отличает одно важное качество - они не ищут причины во внешнем мире. Не ждут, что им кто-то чем-то обязан. Просто берут и делают. Ищут способ сделать, а не причины, почему они не станут этого делать.
Для меня очевидно, что малый бизнес важнее для людей в бытовом плане, чем крупный бизнес. Малый бизнес - это мой сосед, который услышит меня и поймет. Он поможет и поддержит. Он будет держаться за меня, тк я делаю его выручку. А я буду держаться за него, тк он экономит мое время. Ведь он близко.
Пока это больше фантазийная картинка, ведь чтобы мы пришли к такой ситуации повсеместно, предприниматели должны трансформироваться, переродиться. Принять новые реалии времени и сменить привычные модели поведения. В розничном бизнесе я вижу успех за кооперацией. Кооперацией между поставщиками товаров, локальными производителями и небольшими магазинами. Она позволит предпринимателю держать фокус на клиенте, отдавая процессы снабжения на сторону поставщика. Нужно говорить с покупателем, узнавать его интересы, его потребности. Он, покупатель, сам расскажет, какие товары ему нужны. Покупатель станет еще более лояльным, когда в следующий раз зайдет и увидит новые товары на полке, о которых он же сам и попросил.
Снабжение магазина также важный процесс. Ведь нужно обеспечить наличие привычного ассортимента. Но это техническая задачка, которую мы уже научились решать и развиваемся в этом направлении. Мы научились показывать динамику продаж с полки независимых магазинов поставщику.
Это как будто вы точно знаете, сколько энергии тратит каждый участок вашего тела и вы направляете необходимую энергию именно в те точки, где расход больше, а там, где расход энергии меньше, снижаете объем поставок. В результате все довольны. Там, где нужна энергия - она в нужном объеме присутствует. А там, где потребность меньше, не происходит отложение "запасов" в виде жира.
Важным тезисом здесь будет то, что мало кто осознает важность наличия товаров на полке в течение всего торгового дня. В результате я вечером не могу купить привычный творог. Я поздно возвращаюсь с работы и понимаю, что магазин боится списаний. Но в результате эта боязнь приводит к тому, что я как покупатель выбираю тот магазин, в котором мне не придется искать замену привычному творогу или молоку.
Также важным является вопрос выбора торгового партнера. Я встречал массу поставщиков, которые уверены, что их будущее - в работе с сетями и что канал малой розницы для них не представляет интереса. Я не буду комментировать псилоцибиновые галлюцинации таких дистров и производителей, но для розничных предпринимателей крайне важно выбирать в партнеры тех поставщиков, которые истово верят в то, что их собственное будущее возможно только в тесной связке с независимыми розничными предпринимателями. С такими партнерами можно строить доверительные отношения, без которых ни о какой кооперации говорить не приходится.
PS Крупный бизнес тоже нужен и важен. Но он больше интересен государству в политическом плане, в крупных инфраструктурных проектах, в вопросах внешней политики. Без этого тоже никак не обойтись.
Elikoff