И что общего у ижевского интернет-магазина по продаже зоотоваров и корпорации Google.
Проработав шесть лет программистом, ижевчанин Сергей Давков все чаще задумывался об открытии своего дела, читал бизнес-книги и понимал, вот что ему действительно интересно. Оставалось только найти идею для бизнеса. Она пришла оттуда, откуда Сергей ее совсем не ждал…
Идею для бизнеса подсказала собака!
– В то время, когда я все чаще задумывался о собственном деле, мы с женой купили щенка – золотистого ретривера. Заводчики посоветовали для него корма, которых в Ижевске не было. Пришлось заказывать. И тут я подумал, что это может быть бизнесом! Так все и началось, – с улыбкой вспоминает основатель и директор зоомагазина «Хвоост».
К тому же открытие зоомагазина практически не требовало финансовых вложений, поскольку открывать его Сергей Давков планировал в интернете. Проблем с созданием сайта, его наполнением, ведением учетной системы у вчерашнего программиста не возникло – все сделал сам. Так, в 2009 году в Ижевске появился первый интернет-магазин зоотоваров.
Первых клиентов начинающий предприниматель находил, расклеивая объявления на подъездах.
– Мы были первые, и это нам очень помогло. Люди звонили, делали заказы, а я закупал и развозил товар. Сначала все приходилось делать самому. Спасибо жене, она взяла на себя бухгалтерию, – рассказывает Сергей. Товар покупал только под заказ, это не требовало денежных вливаний. Чуть позже, когда, благодаря сарафанному радио, клиентов стало больше, начал формировать запасы. Мешки, коробки с кормом приходилось хранить прямо в квартире: склада-то тогда еще не было. Это был кошмар!
Что общего у ижевской компании с корпорацией Google
Кстати, нынешнее название компании «Хвоост» – не первое. Сначала было другое – zoo.udm.ru.
– Когда мы решили организовать доставку товаров по всей России, сменили домен. Поскольку я бывший программист и фанат корпорации Google, решил, что в новом названии сайта должно быть две буквы «о». Вот откуда растет наш «Хвоост», – смеется предприниматель.
Сейчас ижевский интернет-магазин по продаже зоотоваров работает в масштабах всей России. Но львиная доля заказов поступает все же из Ижевска.
– Логистика у нас не очень развита, мы не можем отправить товар напрямую, в любом случае он идет через Москву, поэтому доставка получается дорогая. Но постоянные клиенты из других регионов у нас тоже есть. Несколько раз поступали заказы даже из-за границы.
Например, в Финляндию мы отправляли комбинезоны для собак, а в Северную Корею – поводок-рулетку, ошейник, жилетку и что-то еще. Причем это был не простой заказ, нашим клиентом оказался посол России. В Северной Корее, в которой, как известно, местные жители собак едят, он этих товаров не нашел, зато нашел в интернете наш сайт и потом даже прислал благодарность.
Как экономический кризис помог увеличить продажи
Сейчас компания «Хвоост» – это не только интернет-магазин, но еще и розничный. Всего в коллективе работают 13 человек: три курьера, три продавца, два оператора для приема и обработки заказов, менеджер по закупкам, заведующая складом, два кладовщика и сам Сергей.
– Мы хоть и открыли розничный магазин, но 70 процентов заказов поступает через интернет. В среднем за день наши курьеры доставляют товар 70 владельцам домашних животных. За восемь лет работы у нас появились клиенты практически в каждом ижевском доме.
Заметный рост онлайн-заказов, по словам предпринимателя, наблюдается с 2014 года, когда в нашей стране грянул экономический кризис. Доллар вырос, корма подорожали. В результате многие пошли за покупками в интернет – там выгоднее. Есть и еще одна причина.
«Гуляя с собакой, никогда не продвигаю товар среди «собачников»
За годы предпринимательства Сергей выработал собственные правила бизнеса.
Не стоит взваливать все дела на себя. «На начальном этапе, конечно, нужно изучить все бизнес-процессы, лично проверить, что и как работает. Но для дальнейшего развития необходимо научиться делегировать полномочия. Иначе увязнешь в текущих делах».
Главное – сервис. «Когда цены практически у всех одинаковые, выигрывают те компании, у которых лучше сервис. Держите слово, выполняйте заказы в обещанное время, ничего не путайте и тогда клиенты будут с вами много лет. И даже если вы в чем-то прокололись, умейте признавать свои ошибки».
Бизнес-процессы должны работать и без вашего участия. «В грамотно построенном бизнесе все процессы должны работать автоматически. Поэтому я, например, никогда не продвигаю товар за счет личных связей. Я владелец ретривера и знаком со многими «собачниками», мы часто вместе гуляем. Но не все из них знают, чем я занимаюсь, какой у меня бизнес. Я никогда ничего им не навязываю».
Без кредитов хорошо, но трудно. «Все эти годы мы развивались только за счет оборотных средств. В этом году, наконец, решились взять кредит. Дело в том, что меньше года назад мы купили склад (до этого весь товар хранили в магазине), наняли третьего курьера. Склад нужно было заполнять, поэтому и нужны были деньги.
Сначала я изучил банковские условия, но ставка 20 процентов годовых не устраивала, тогда вспомнил, что регулярно мне на почту приходит рассылка от Удмуртского фонда развития предпринимательства. Стал изучать условия этого Фонда и оказалось, что можно получить кредит на пополнение оборотных средств всего под 10 процентов годовых. Конечно, я воспользовался этим предложением и уже через две недели безо всякой волокиты получил миллион рублей. Благодаря кредиту мы закупили товар и увеличили скорость доставки: теперь практически всегда все товары у нас есть в наличии.
В наших планах – открытие нового сайта аквариумистики и террариумистики. Спрос на это направление растет, а значит, должно быть и предложение. Кроме того, мы планируем открыть склад в Москве. Это облегчит процесс доставки товара по России и поможет нам существенно расширить клиентскую базу за счет москвичей. Планов много, и если полагаться только на собственные финансовые возможности, можно ждать их реализации долго. Так что не исключаю, что нам еще понадобится помощь Фонда.