Найти тему
Невыездные заметки

Семь церквей эпохи ига

Путеводитель по зодчеству ордынского времени в Подмосковье и окрестностях

Взятие монголами Суздаля. Древнерусская миниатюра
Взятие монголами Суздаля. Древнерусская миниатюра

Время монгольского ига (прежде всего - между нашествием Батыя на Русь и событиями на Куликовом поле), принято считать "темными веками" для архитектуры. Неудивительно: города и монастыри разорены, мастера угнаны, традиция прервана, деньги, вместо того, чтобы жертвоваться на храмы, утекают тяжелой данью в Орду.

Даже в Новгороде, который прямо не пострадал от "батыевой рати", каменное строительство после нашествия замерло на несколько десятилетий. В Центральной России этот провал оказался и того дольше. Когда Русь оправилась от катастрофы, каменное зодчество здесь, по сути, начало развиваться заново - в новых политических центрах, и а первую очередь, конечно, в поднимающейся Москве.

Памятников этого любопытного времени в неархеологическом состоянии осталось не слишком много (а иные мы потеряли сравнительно недавно - так, в 1930-е годы был взорван построенный в первой половине XIV века Иваном Калитой московский храм Спаса на Бору).

Пока же - небольшой гид по тем постройкам этой любопытной эпохи, которые мы можем увидеть, хотя бы частично, вживую , или если такой шанс может у нас появиться, когда у археологов и музейщиков будет на то воля и финансирование...

1. Первый на пепелище. Храм Бориса и Глеба в Ростове Великом, 1287 год

Старый храм Бориса и Глеба в наши дни погребен под зданием купеческой церкви XVIII века
Старый храм Бориса и Глеба в наши дни погребен под зданием купеческой церкви XVIII века

Туристы, которых в Ростове Великом немало в любое время года, обычно не удостаивают вниманием заурядную и вдобавок заброшенную церковь Бориса и Глеба (1761 год) на опоясывающих центр города валах, не догадываясь, что скрывается под ней.

Долгое время считалось, что до XIV века каменных храмов в Северо-Восточной Руси не строилось вовсе. Однако раскопки на валу (в средние века на этом месте находился княжий двор) выявили в толще земли остатки церкви из домонгольской плинфы. Исследователи не сразу обратили внимание: та несла следы вторичного использования, а характер кладки здания оказался куда примитивнее и грубее, чем тот, что известен по домонгольским храмам.

Храм Бориса и Глеба. Реконструкция О. Иоаннисяна
Храм Бориса и Глеба. Реконструкция О. Иоаннисяна

Руководивший исследованиями храма в восьмидесятые археолог Олег Иоаннисян сделал вывод - перед нами храм не домонгольский, но конца XIII века (о строительстве церкви на княжеском дворе говорит Никоновская летопись под 1287 годом, но ранее историки сомневались в достоверности этих сведений). Так Ростов занял и держит до сих пор пальму первенства по времени возрождения каменного строительства на русском северо-востоке.

Иоаннесян предлагал музеефицировать останки храма, но пока они остаются законсервированными в толще вала. Как знать, возможно, когда-нибудь руины первой послебатыевской церкви Центральной России можно будет увидеть и вживую.

2. Древнейшая на Москве. Никольская церковь в Каменском. I-я половина XIV века (?)

-4

В селе Каменское бывшего Наро-Фоминского района, а ныне округа Новой Москвы, сохранилась одна из древнейших построек Московского княжества - одноглавый, грубой каменной кладки храм святого Николая. Исследовавший и реставрировавший его в пятидесятые Борис Альтшуллер относил его постройку к 1370-м годам - эпохе Дмитрия Донского, незадолго до событий на Куликовом поле. Более поздние авторы, однако, настроены радикальнее и считают, что храм мог быть возведен в первой половине, а то и в самом начале XIV столетия.

Откуда такая редкость - каменный храм - в дальнем селе, пусть и княжеском, да в эпоху, когда возведение такового само по себе было событием? Возможно, дело в том, что в районе реки Нара, проходил в первой половине XIV века рубеж Москвы с Литвой. В порубежном городке каменная церковь служила, во-первых, свидетельством мощи княжеской власти, а во вторых - вполне прагматично! - дополнительным укреплением.

Николькая церковь в Каменском. Своды, опирающиеся на пристенные пилоны
Николькая церковь в Каменском. Своды, опирающиеся на пристенные пилоны

Очень любопытно внутреннее устройство храма - его своды "вырастают" из четырех пристенных пилонов. Такой тип организации внутреннего пространства для русского зодчества нехарактерен, зато хорошо известен на Балканах. Это породило немало споров о происхождении оставшегося безвестным зодчества.

3. Храм со зверем. Церковь Зачатия Иоанна Предтечи в Коломне. XIV-XVI вв.

Иоанно-Предтеченская церковь: разновременные фрагменты здания легко отличить друг от друга невооруженным взглядом
Иоанно-Предтеченская церковь: разновременные фрагменты здания легко отличить друг от друга невооруженным взглядом

Близкий родич церкви в Каменском - церковь Зачатия Иоанна Предтечи на Городище - сохранился в Коломне (район Городище некогда был отдельным селом, а в Средние века служил загородной епископской резиденцией). Иоанно-Предтеченский храм тоже, как и церковь в Каменском, также претендует на звание "древнейшего в Подмосковье".

-7

В отличие от каменской церкви, здесь здание XIV века сохранилось лишь на две трети: верхняя часть здания и главы - памятник XVI столетия. Однако и здесь, как в церкви в Каменском, археологи вскрыли все те же характерные пристенные пилоны, державшие свод. В других памятниках такое более не встречается.

Зооморфный рельеф в кладке Иоанно-Предтеченского храма. Реплика (оригинал увезен в музей)
Зооморфный рельеф в кладке Иоанно-Предтеченского храма. Реплика (оригинал увезен в музей)

Еще одна запоминающаяся деталь Иоанна-Предтеченской церкви - вмурованный в стену рельеф с изображением неизвестного зверя - будто напоминание об утраченном тонком искусстве белокаменной резьбы, знакомом нам по храмам Владимира, Суздаля и Юрьева-Польского

4. Могиканин великокняжеской Твери. Храм Рождества Богородицы в Городне. Конец XIV-XV вв.

Храм Рождества Богородицы в Городне. Апсиды. В нижнем ярусе - кладка XIV века
Храм Рождества Богородицы в Городне. Апсиды. В нижнем ярусе - кладка XIV века

Действительно уникальный храм интересующего нас времени можно увидеть по пути из Москвы по Ленинградскому шоссе, в селе Городня Конаковского района Тверской области. Когда-то на месте села стоял укрепленный городок Вертязин - пограничные ворота Тверского княжества, главного на тот момент соперника Москвы в борьбе за собирание вокруг себя русских земель.

Городище Вертязина
Городище Вертязина

Церковь Рождества Богородицы, стоящая на городище древнего Вертязина - единственный дошедший о нас в целости памятник Великого княжества Тверского. Подклет храма - самая древняя его часть и относится ко второй половине XIV века (хотя часть исследователей настаивает на более ранних датировках), то, что выше - возведено уже в XV столетии, но также еще до поглощения великокняжеской Твери соперницей-Москвой.

Храм Рождества Богородицы в Городне. Южный портал
Храм Рождества Богородицы в Городне. Южный портал

Как знать, повернись история чуть иначе, развилась бы в Твери по-настоящему самобытная и самостоятельная архитектурная школа?

5/6. "Якиманская стена" и Никольский собор, Можайск. 1390-е гг. - нач. XV века

Стена разобранного Якиманского собора со следом от крепления иконостаса. XIV в.
Стена разобранного Якиманского собора со следом от крепления иконостаса. XIV в.

Еще два древних памятника (не слишком известные!) ждут нас в Можайске. В 1300-х годах этот город вошел в орбиту Москвы и стал ее опорным пунктом на тогдашнем литовском рубеже - неудивительно, что уже в конце XIV столетия здесь развивается активное каменное строительство.

Увы, старейшие храмы Можайска дошли до нас лишь фрагментарно. Одним из таких был собор Иоакима и Анны, восходящий к 1390-м годам и относившийся к некогда богатому, а позже упраздненному Якиманскому монастырю. Собор был разобран в XIX веке за ветхостью, а на его месте был выстроен новый храм с тем же посвящением. Однако уничтожено было не все: напоминанием о старом Якиманском соборе остался поздний придел, посвященный Леонтию Ростовскому (теперь - Ахтырской иконы Божьей матери), в котором почти сохранилась оригинальная северная стена древнего собора. Причем прежняя внутренняя сторона стены теперь как бы вывернута вовне -снаружи на ней можно, в частности, увидеть следы от креплений иконостаса.

Новая Якиманская церковь и бывший придел Леонтия Ростовского
Новая Якиманская церковь и бывший придел Леонтия Ростовского

Другой храм интересующей нас эпохи, Староникольский собор Можайского кремля, относился к рубежу XIV-XV веков, и также был разобран в XIX веке за ветхостью, благо рядом на крепостном холме к тому времени уже была возведена знаменитая псевдоготическая громада Новоникольского собора. На месте старого же храма и на его фундаментах была выстроена, как модно говорить в наше время "реконструкция по мотивам в современных материалах". Кстати сказать, для того времени - не слишком типичный шаг.

Староникольский собор. XIX век (с фрагментами первоначальной средневековой постройки)
Староникольский собор. XIX век (с фрагментами первоначальной средневековой постройки)

Но фрагменты старого собора и подклет, древнейшая его часть, все же вошли в новую постройку - так что Староникольский храм также попадает в наш список.

-15

7. Новая глава. Собор Успения на Городке (около 1399-1400 гг.)

Храм Успения на Городке. Звенигород. Вид в начале реставрации.
Храм Успения на Городке. Звенигород. Вид в начале реставрации.

Выстроенный звенигородским князем Юрием на старом городском крепостном холме около 1399 года храм Успения - последний в нашем списке, хотя до формального падения ордынского ига остается еще восемь десятков лет.

Почему? Со звенигородского собора (он не был здесь первым, но ему повезло сохраниться) можно смело начинать новую главу: первый настоящий расцвет раннемосковского зодчества, пришедшийся в целом на XV век. Скоро будут построены и Рождественский собор в соседнем Саввино-Сторожевском монастыре, и Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре, и собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве (все - около 1420-е гг., хотя и здесь единства мнений нет)

Храм Успения. Декоративные пояса и килевидный портал
Храм Успения. Декоративные пояса и килевидный портал

Сложность декора этой новой архитектуры уже спорит с домонгольским зодчеством Владимира и Суздаля, одновременно не забывая подчеркивать преемственность ему.

Правда, и в богатых растительных орнаментах, которых домонгольское зодчество русского северо-востока не знало, и в не менее сложных системах килевидных закомар* звучат неизвестные добатыевскому Владимиру и Суздалю ориентальные ноты. Что ж, недалек тот момент окрепшая Москва сама не только откажется выполнять требования Орды, но и сама покорит ее расколовшиеся улусы.

Успенский собор. Резная капитель и фриз на барабане
Успенский собор. Резная капитель и фриз на барабане

Храм на Городке, впрочем,это не только архитектура - это еще и сохранившиеся внутри фрески Андрея Рублева и Даниила Черного, что делает его одним из главных must-see Подмосковья для любителей древнерусского искусства.

Но это уже другая история, и стоит она отдельной мессы.

*Оригинальное завершение собора на Городке не сохранилось до наших дней, однако последние исследования позволили восстановить его с большой долей достоверности. Сейчас в храме идет реставрация, и скоро мы сможем увидеть его в виде, близком первоначальному.

Товарищ, поддержи авторов! Подпишись на Невыездные!