Восточный тип актера на сцене — это всегда огонь, страсть, интрига, эмоциональная глубина. На этом известном стереотипе построено восприятие каждого экранного героя, представляющего близкий россиянам Восток — Закавказье. И конечно, особняком в списке известных звезд экрана стоит Фрунзик Мкртчян. Грустный образ задумчивого, ищущего во всем - идеалы своеобразной справедливости человека, был словно вписан в эту колоритную личность.
В 1978 году СССР широко узнал его в легендарной роли армянина из Дилижана, в кинофильме «Мимино». Безусловно, процентов 90 известности Мкртчяна теперь — именно та судьбоносная роль. Помимо ролей второго плана в других работах Данелия, Мкртчян не игнорировал и более значимые предложения сниматься, и совсем скромные.
Другие работы и образы Мкртчяна
Советско-индийская совместная лента «Али-Баба и 40 разбойников» вывела Фрунзика на международный уровень. Фильм 1977 -1978 гг.
Здесь Мкртчян сыграл негодяя Мустафу, бессердечного торговца живым товаром. В такой ипостаси он выступил, наверное, единственный раз за всю свою актерскую жизнь.
В этом фильме армянскому актеру повезло сыграть вместе с мэтрами индийского кино - такими как Дхармендра, Пинчу Капур.
Кстати, Болливуд сделал поклонникам творчества Мкртычяна подарок, и во многих видео на Youtube с песнями из данного фильма (Alibaba Aur 40 Chor ) можно видеть обновленное качество видеоряда, которое никто не видел при жизни самого актера. Скриншоты с них мы и использовали для иллюстрирования материала.
Скромная роль бакинского интеллигента провинциального происхождения в фильме Рустама Ибрагимбекова «Перед закрытой дверью» в исполнении Мкртчяна почти не известна широкой публике. Но именно в этой киноленте, никогда не живший в Баку Мкртчян безупречно и фантастически реалистично сыграл типичного бакинского армянина 70-х годов, немного заносчивого и пафосного. Кстати, роли Александра Калягина и Родиона Нахапетова в этом же фильме почти так же неизвестны широкому кругу зрителей, но и у них получились блестящие образы бакинцев.
Мкртчян почти всю творческую жизнь играл в театре. Он особо не стремился покинуть Ереван, хотя при его связях с серьезными режиссерами это было бы вопросом времени. За маской слегка озабоченного бытом и калейдоскопом событий актера пряталсь страдающая, израненная душа.
Ряд источников повествует о череде личных трагедий Мкртчяна, которые были незаметны, не известны советскому зрителю. В памяти любителей комедий 70-80-х он остается невозмутимым, и неожиданно находчивым, оптимистично-серьезным киногероем. И мало кто знает, что в калейдоскопе событий позднего СССР Мкртчян терял родню, хоронил одного за другим близких людей. Не стало супруги. Затем в Аргентине погибла дочь. Сын Мкртычяна долго болел, и его тоже вскоре не стало. Но все эти годы Фрунзик играл, и почти никто не мог догадаться о том, какого труда это ему стоило.
Такой ритм жизни и серость, убожество, закат советской культуры конца 80-х окончательно подорвали здоровье Мкртчяна. Под самый Новый, 1994 год, в конце декабря 1993, звезды кино советского Востока не стало. Он ушел из жизни в своей скромной ереванской квартире 29 декабря 1993 года. Но бессмертный, неповторимый, яркий и взрезающийся в память образ Фрунзика на сцене навсегда останется в нашей памяти.