Найти тему
Финансовая газета

Центробанк допустил цену нефти в 35 долл. за баррель

Центробанк допустил, что стоимость нефти в 2019 году может составить 35 долл. за баррель. Вместе с тем так низко цена черного золота может упасть лишь при развитии пессимистичного сценария.

Об этом говорится в сентябрьском докладе о денежно-кредитной политике (ДКП), содержащем ретроспективные оценки и очередной набор прогнозных сценариев Центробанка.

Реализация пессимистичного варианта регулятор допустил при неспособности сохранять сделку ОПЕК+ и агрессивной конкуренции нефтепроизводителей на внешнем рынке.

Вместе с тем, согласно базовому сценарию, ЦБ РФ прогноз по ценам на нефть Urals даже повысил – до 69 долл. за баррель в 2018 году. В будущем году ожидается, что базовая цена нефти составит 60 долл. за баррель, а в 2020 и 2021 годах она выйдет на уровень 55 долл. за баррель.

Напомним, что в 2017 году регулятор закладывал в базовый сценарий на текущий год цену на нефть Uralas на уровне 67 долл. за баррель, в 2019-м – 55 долл. за баррель, а в 2020-м – на уровне 50 долл. за баррель.

В своих прогнозах Центробанк основывается на статистике, не учитывающей ослабление рубля в августе – сентябре 2018 года в полном объеме, считая эти обстоятельства второстепенными.

Несмотря на то что аналитики ЦБ РФ всегда дополняют список факторов, влияющих на августовские события, «усилением санкционной риторики», на деле они уверены, что ослабление эффективного курса рубля и рост оттока капитала, в том числе с рынка российского госдолга, в основном есть следствие мирового оттока капитала на развитые рынки из развивающихся. Причем Россия – наименее страдающая от этого эффекта экономика.

Три сценария, подготовленные аналитиками, не дают оценок будущего национальной валюты – регулятор ограничен в этом режимом плавающего курса. Вместе с тем стоит отметить, что расчеты Банка России по всем трем вариантам, в ситуации «валютного правила», не слишком различаются.

По мнению опрошенных экспертов, оценки Центробанком решений, принятых правительством с момента публикации предыдущего, июньского доклада о денежно-кредитной политике, достаточно консервативны.

Так, к примеру, выводы о влиянии повышения НДС на инфляцию, ВВП и инвестиции полностью интегрированы в отчет по ДКП. А влияние расходов нацпроектов на макроэкономику оценивается как положительное. Правда, скорее, за границами прогноза: «Планируемые бюджетно-налоговые и структурные меры начнут оказывать значимое влияние на темпы и структуру роста российской экономики ближе к концу трехлетнего прогнозного горизонта, в основном в 2021 году, и могут оказывать определенное влияние на структуру экономического роста». Наибольшее влияние окажут среди них расходы Фонда развития.

Кроме того, регулятор предполагает реальным на прогнозном горизонте вложения бюджетного профицита в виде инвестиций в экономику при достижении ФНБ уровня 7% ВВП.

Изменение пенсионного возраста также «внесет дополнительный вклад в повышение темпа прироста ВВП на уровне около 0,1 процентного пункта (п.п.) в 2019 году и 0,2–0,3 п.п. в 2020–2021 годах».

Наконец, «большое значение» Банк России придает фиксированию тарифов «потолком» инфляции в 4%, подчеркивая важность соблюдения этого принципа регионами.

Кроме того, расчеты по прогнозному платежному балансу на 2019–2021 годы также очень позитивны. В сценарии с постоянными ценами положительное сальдо баланса до 2021 года составит 5–6% ВВП, сальдо финансового счета будет выше, чем в базовом сценарии, – около 2% ВВП.