Найти тему
ВСвете

Как в Государственном Историческом музее загубили Царскую невесту

В общем все умерли...

Почти все. Таков уж сюжет оперы «Царская невеста». Все очень печально. Любовь разрушили, юную прекрасную деву отравили и свели с ума, жениха ее убили… Впрочем, отравитель и убийца и сам прожил недолго, но успел перед смертью зарезать свою любовницу, которая на самом деле и была отравительницей… А кто виноват? Просто время такое было. Непростое, прямо скажем. Правление Ивана Грозного, опричнина, Малюта Скуратов, беспредел...

Хотя, если подумать, так ли уж виновато время? И в наши дни похожие страсти вовсю кипят, но все же я об опере, а не о криминале.

Конечно, нужно уметь превратить такой мрачный сюжет в нечто завораживающе-прекрасное. Настолько прекрасное, что даже весьма печальный финал картину не портит. Это отлично удалось композитору Римскому-Корсакову, который и написал оперу «Царская невеста» в 1899 году. Опера считается одной из самых популярных и за почти 120 лет, где и кем только не ставилась (не только в России). Мне посчастливилось увидеть лишь одну постановку, но какую! Я уже не один раз писала про эту постановку, поэтому повторяться не буду. Скажу лишь, что поставлена опера удивительным режиссером Полиной Бертэн и дирижером-постановщиком Айратом Кашаевым (одним из самых востребованных на сегодня российских дирижеров).

-2

Оперу они ставили в рамках хорошего и нужного проекта New Opera World. Но и об этом я уже не раз писала. Как и о том, что все три спектакля
на камерной сцене Большого театра (бывший музыкальный театр им. Б. Покровского) прошли с аншлагами, что костюмы для первых трех спектаклей предоставил известный во всем мире маэстро моды Вячеслав Зайцев, что было много восторженных отзывов, и даже о том, что я влюбилась… в оперу 😉

А вот о чем не писала, так это о спектакле, который был показан 14 сентября в Государственном Историческом музее. Это просто восторг! Вау! И супер! И на этом мой рассказ можно было бы закончить. Но все же расскажу подробнее.

Во-первых, сам зал. Он настолько дополнил действие, что никаких декораций не требовалось вообще (впрочем, если говорить о концепции спектакля, то он и не требует декораций, поскольку предполагается, что его можно будет показывать там, где нет оперных театров. Но это уже отдельный проект Полины Бертэн «Опера для всех».

-3

Что же касается зала «Парадные сени» Государственного Исторического Музея (ГИМ), то от его красоты и величия и так-то захватывает дух, но, оказалось, что ему очень идет, когда в нем играет волшебная музыка и поют прекрасные голоса.

-4

Зал ожил и превратился на несколько часов в царские палаты. Хотя действие оперы происходит совсем не в царских палатах, да и царя там нет. Впрочем, именно в этом зале царь Иван Грозный вполне себе присутствовал в виде изображения на потолке и узоров, которыми зал расписан.

-5

Во-вторых, конечно же опера «Царская невеста» вот в этой самой постановке. Что удивительно – с оркестром! С настоящим полноценным оркестром (сводный оркестр KOROLЁV Orchestra и музыканты оркестра New Opera World 2018) , которым дирижировал Григорий Королев.

-6

Правда место для оркестра нашлось только на балконе (понятно, что никакой оркестровой ямы в музейном зале нет, но тут он располагался по принципу – высоко сижу), что создавало некоторые сложности и для дирижера, и для оркестра, и для исполнителей, но в итоге все получилось и зритель сложностей точно не заметил. Как и не заметил, что само пространство тоже было довольно сложным и не очень подходящим для оперного спектакля (в смысле акустики), и к нему пришлось приспосабливаться всем, включая хормейстера Екатерину Заборонок, которая сидела на… впрочем, это уже технические моменты.

-7

За кадром осталась и огромная работа художника Габриэллы Ижевской, которая великолепно подобрала реквизит и костюмы (а также рисовала эскизы, шила, подшивала, и делала очень много всего). Конечный результат, разумеется зрители могли увидеть и оценить.

И концертмейстеров Маргариты Бакуриной, Евгении Седышевой и Олеси Потаповой.

И незаменимого помощника режиссера Дмитрия Маркина.

Зритель же слышал прекрасную музыку и видел великолепную игру артистов. Про себя могу сказать, что как будто бы реально перенеслась во времени и оказалась в гуще событий.

Вот терзается и мечется от неразделенной любви к Марфе опричник Григорий Грязной в исполнении Олега Крапчетова.

-8

Вот его любовница Любаша (Карина Манукова)

-9

так страдает от несчастной любви к Григорию, который к ней охладел, что хочется плакать вместе с ней.

-10

Вот умница и красавица Марфа (Тамила Делавер) радуется скорой свадьбе с любимым Иваном Лыковым. Для Тамилы это был дебют на оперной сцене, и она этому тоже очень радовалась

-11

Вот ее подруга – легкая и веселая Дуняша (Полина Генеральская) радуется вместе с ней

-12

Вот романтичный и доверчивый жених Марфы Ваня Лыков (Дмитрий Мазанский)

-13

проникновенно рассказывает, как за границей тепло зимой, трава зеленее, люди хорошие, и вообще все прекрасно и удивительно. Не то, что на Родине, где процветает опричнина и фраза «как страшно жить» совсем не шутка.

-14

Вот крайне неприятный тип - царский лекарь Елисей Бомелий (Антон Левыкин.

-15

Кстати, дипломированный доктор) пользуется служебным положением и, как паук бабочку тащит Любашу в свое логово взамен на сомнительную услугу. Ведь именно он изготовил то зелье, что явно не пошло на пользу бедняжке Марфе. Но это было потом.

-16

А сначала был царь.

-17

Жена ему понадобилась. И положил он глаз на Марфу, когда проходил мимо (вот она любовь с первого взгляда). И плевал он, что она обещана другому. Он же Царь.

-18

Хотя мог бы положить и на Дуняшу. На что очень надеялась ее мать Домна Сабурова (Ариадна Гусева).

-19

И отец Марфы купец Василий Степанович Собакин (Артем Борисенко), который очень хотел счастья дочери, и даже чин боярина, который он получил автоматом, как только его дочь стала царской невестой, его не порадовал.

-20

А кто же в самый разгар помолвки пришел с царским словом? Конечно же ужасный и прекрасный Малюта Скуратов

-21

Вернее, полагаю, что настоящего исторического Малюту Скуратова вряд ли кто-то считал прекрасным. Но вот Святослав Беседин, который играет Малюту в постановке, совершенно точно прекрасен и убедителен в своей роли… тонко чувствующего злодея. И в своих сценах он совершенно точно задавал тон своим басом, привнося атмосферу мрака, ужаса и безысходности.

-22

Как я и сказала в начале, все главные герои умерли. Марфа, наверное, тоже. Хотя, для нее это и к лучшему. По сути то Любаша и Грязной ее спасли от тяжкой доли жить с нелюбимым, пусть и царем. Не все девушки мечтают стать царевнами. И даже о принцах мечтают не все. Кому-то достаточно обычного боярина Вани Лыкова.

Я, наверное, еще долго могла бы рассказывать о спектакле, но такие постановки лучше, конечно, смотреть. По этому поводу очень рекомендую посмотреть фото замечательного фотохудожника Сергея Милицкого. Именно его фото я использовала для этой статьи (с его разрешения, конечно), но смотреть нужно все. Они удивительно точно отражают каждый образ, каждую сцену. Видно, что снимал настоящий мастер своего дела. Ссылку на альбом я дала в комментариях к статье.

-23

На мой взгляд у спектакля был один, но очень большой минус. Его увидело очень мало зрителей (((( Всего около ста. Таковы возможности этого зала. А жаль. Эту бы постановку, да в этом великолепном зале, да много зрителей… Но, увы. Кстати, насколько я знаю, для ГИМ это первый опыт, когда в его стенах показывают полноценный оперный спектакль с оркестром. Возможен ли повтор?

-24

Но я точно знаю, что повтор этой постановки возможен в других местах и залах, в других городах. Даже там, где нет оперных театров. Вернее, именно там, где нет оперных театров. В этом суть проекта Полины Бертэн «Опера для всех». Так что… продолжение следует

-25

А мой рассказ на этом окончен. Смотрите фото, слушайте музыку, наслаждайтесь. Вот, кстати, увертюра к опере "Царская невеста". Правда, не из этой постановки, но какая разница. Она просто прекрасна! С этой увертюры началась моя любовь к опере, хотя я всегда считала, что это вообще не про меня.

Кстати, скоро (17 августа 2019 года) эту постановку можно будет увидеть в Тульском Кремле. Приурочен спектакль к 500-летию Кремля. Точнее, постановка будет все же чуть другой. Но режиссер Полина Бертэн, и актерский состав почти тот же.

А вы любите оперу? Смотрели "Царскую невесту"?

Если статья была интересна и полезна, ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить. И об опере писать буду тоже )

А здесь как раз моя статья о том, как я вдруг полюбила оперу

И еще статья про эту постановку "Царской невесты". Про врача Антона Левыкина, который исполняет роль врача Бомелия

Ну и еще одна моя статья, где я рассказываю об этой постановке. О том, как она начиналась

Всем прекрасной музыки!

Автор Светлана Давыдова