В общем все умерли...
Почти все. Таков уж сюжет оперы «Царская невеста». Все очень печально. Любовь разрушили, юную прекрасную деву отравили и свели с ума, жениха ее убили… Впрочем, отравитель и убийца и сам прожил недолго, но успел перед смертью зарезать свою любовницу, которая на самом деле и была отравительницей… А кто виноват? Просто время такое было. Непростое, прямо скажем. Правление Ивана Грозного, опричнина, Малюта Скуратов, беспредел...
Хотя, если подумать, так ли уж виновато время? И в наши дни похожие страсти вовсю кипят, но все же я об опере, а не о криминале.
Конечно, нужно уметь превратить такой мрачный сюжет в нечто завораживающе-прекрасное. Настолько прекрасное, что даже весьма печальный финал картину не портит. Это отлично удалось композитору Римскому-Корсакову, который и написал оперу «Царская невеста» в 1899 году. Опера считается одной из самых популярных и за почти 120 лет, где и кем только не ставилась (не только в России). Мне посчастливилось увидеть лишь одну постановку, но какую! Я уже не один раз писала про эту постановку, поэтому повторяться не буду. Скажу лишь, что поставлена опера удивительным режиссером Полиной Бертэн и дирижером-постановщиком Айратом Кашаевым (одним из самых востребованных на сегодня российских дирижеров).
Оперу они ставили в рамках хорошего и нужного проекта New Opera World. Но и об этом я уже не раз писала. Как и о том, что все три спектакля
на камерной сцене Большого театра (бывший музыкальный театр им. Б. Покровского) прошли с аншлагами, что костюмы для первых трех спектаклей предоставил известный во всем мире маэстро моды Вячеслав Зайцев, что было много восторженных отзывов, и даже о том, что я влюбилась… в оперу 😉
А вот о чем не писала, так это о спектакле, который был показан 14 сентября в Государственном Историческом музее. Это просто восторг! Вау! И супер! И на этом мой рассказ можно было бы закончить. Но все же расскажу подробнее.
Во-первых, сам зал. Он настолько дополнил действие, что никаких декораций не требовалось вообще (впрочем, если говорить о концепции спектакля, то он и не требует декораций, поскольку предполагается, что его можно будет показывать там, где нет оперных театров. Но это уже отдельный проект Полины Бертэн «Опера для всех».
Что же касается зала «Парадные сени» Государственного Исторического Музея (ГИМ), то от его красоты и величия и так-то захватывает дух, но, оказалось, что ему очень идет, когда в нем играет волшебная музыка и поют прекрасные голоса.
Зал ожил и превратился на несколько часов в царские палаты. Хотя действие оперы происходит совсем не в царских палатах, да и царя там нет. Впрочем, именно в этом зале царь Иван Грозный вполне себе присутствовал в виде изображения на потолке и узоров, которыми зал расписан.
Во-вторых, конечно же опера «Царская невеста» вот в этой самой постановке. Что удивительно – с оркестром! С настоящим полноценным оркестром (сводный оркестр KOROLЁV Orchestra и музыканты оркестра New Opera World 2018) , которым дирижировал Григорий Королев.
Правда место для оркестра нашлось только на балконе (понятно, что никакой оркестровой ямы в музейном зале нет, но тут он располагался по принципу – высоко сижу), что создавало некоторые сложности и для дирижера, и для оркестра, и для исполнителей, но в итоге все получилось и зритель сложностей точно не заметил. Как и не заметил, что само пространство тоже было довольно сложным и не очень подходящим для оперного спектакля (в смысле акустики), и к нему пришлось приспосабливаться всем, включая хормейстера Екатерину Заборонок, которая сидела на… впрочем, это уже технические моменты.
За кадром осталась и огромная работа художника Габриэллы Ижевской, которая великолепно подобрала реквизит и костюмы (а также рисовала эскизы, шила, подшивала, и делала очень много всего). Конечный результат, разумеется зрители могли увидеть и оценить.
И концертмейстеров Маргариты Бакуриной, Евгении Седышевой и Олеси Потаповой.
И незаменимого помощника режиссера Дмитрия Маркина.
Зритель же слышал прекрасную музыку и видел великолепную игру артистов. Про себя могу сказать, что как будто бы реально перенеслась во времени и оказалась в гуще событий.
Вот терзается и мечется от неразделенной любви к Марфе опричник Григорий Грязной в исполнении Олега Крапчетова.
Вот его любовница Любаша (Карина Манукова)
так страдает от несчастной любви к Григорию, который к ней охладел, что хочется плакать вместе с ней.
Вот умница и красавица Марфа (Тамила Делавер) радуется скорой свадьбе с любимым Иваном Лыковым. Для Тамилы это был дебют на оперной сцене, и она этому тоже очень радовалась
Вот ее подруга – легкая и веселая Дуняша (Полина Генеральская) радуется вместе с ней
Вот романтичный и доверчивый жених Марфы Ваня Лыков (Дмитрий Мазанский)
проникновенно рассказывает, как за границей тепло зимой, трава зеленее, люди хорошие, и вообще все прекрасно и удивительно. Не то, что на Родине, где процветает опричнина и фраза «как страшно жить» совсем не шутка.
Вот крайне неприятный тип - царский лекарь Елисей Бомелий (Антон Левыкин.
Кстати, дипломированный доктор) пользуется служебным положением и, как паук бабочку тащит Любашу в свое логово взамен на сомнительную услугу. Ведь именно он изготовил то зелье, что явно не пошло на пользу бедняжке Марфе. Но это было потом.
А сначала был царь.
Жена ему понадобилась. И положил он глаз на Марфу, когда проходил мимо (вот она любовь с первого взгляда). И плевал он, что она обещана другому. Он же Царь.
Хотя мог бы положить и на Дуняшу. На что очень надеялась ее мать Домна Сабурова (Ариадна Гусева).
И отец Марфы купец Василий Степанович Собакин (Артем Борисенко), который очень хотел счастья дочери, и даже чин боярина, который он получил автоматом, как только его дочь стала царской невестой, его не порадовал.
А кто же в самый разгар помолвки пришел с царским словом? Конечно же ужасный и прекрасный Малюта Скуратов
Вернее, полагаю, что настоящего исторического Малюту Скуратова вряд ли кто-то считал прекрасным. Но вот Святослав Беседин, который играет Малюту в постановке, совершенно точно прекрасен и убедителен в своей роли… тонко чувствующего злодея. И в своих сценах он совершенно точно задавал тон своим басом, привнося атмосферу мрака, ужаса и безысходности.
Как я и сказала в начале, все главные герои умерли. Марфа, наверное, тоже. Хотя, для нее это и к лучшему. По сути то Любаша и Грязной ее спасли от тяжкой доли жить с нелюбимым, пусть и царем. Не все девушки мечтают стать царевнами. И даже о принцах мечтают не все. Кому-то достаточно обычного боярина Вани Лыкова.
Я, наверное, еще долго могла бы рассказывать о спектакле, но такие постановки лучше, конечно, смотреть. По этому поводу очень рекомендую посмотреть фото замечательного фотохудожника Сергея Милицкого. Именно его фото я использовала для этой статьи (с его разрешения, конечно), но смотреть нужно все. Они удивительно точно отражают каждый образ, каждую сцену. Видно, что снимал настоящий мастер своего дела. Ссылку на альбом я дала в комментариях к статье.
На мой взгляд у спектакля был один, но очень большой минус. Его увидело очень мало зрителей (((( Всего около ста. Таковы возможности этого зала. А жаль. Эту бы постановку, да в этом великолепном зале, да много зрителей… Но, увы. Кстати, насколько я знаю, для ГИМ это первый опыт, когда в его стенах показывают полноценный оперный спектакль с оркестром. Возможен ли повтор?
Но я точно знаю, что повтор этой постановки возможен в других местах и залах, в других городах. Даже там, где нет оперных театров. Вернее, именно там, где нет оперных театров. В этом суть проекта Полины Бертэн «Опера для всех». Так что… продолжение следует
А мой рассказ на этом окончен. Смотрите фото, слушайте музыку, наслаждайтесь. Вот, кстати, увертюра к опере "Царская невеста". Правда, не из этой постановки, но какая разница. Она просто прекрасна! С этой увертюры началась моя любовь к опере, хотя я всегда считала, что это вообще не про меня.
Кстати, скоро (17 августа 2019 года) эту постановку можно будет увидеть в Тульском Кремле. Приурочен спектакль к 500-летию Кремля. Точнее, постановка будет все же чуть другой. Но режиссер Полина Бертэн, и актерский состав почти тот же.
А вы любите оперу? Смотрели "Царскую невесту"?
Если статья была интересна и полезна, ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить. И об опере писать буду тоже )
А здесь как раз моя статья о том, как я вдруг полюбила оперу
И еще статья про эту постановку "Царской невесты". Про врача Антона Левыкина, который исполняет роль врача Бомелия
Ну и еще одна моя статья, где я рассказываю об этой постановке. О том, как она начиналась
Всем прекрасной музыки!
Автор Светлана Давыдова