Apple l ВК l YouTube
«Наблюдаю за Россией, бесконечное бессилие. Толпы молят о пощаде, но целуют идолов»
После клипа «Я роняю запад» Ваня ни раз заявлял, что со старым стилем покончено, и обещал сделать что-то совершенно новое и более серьезное. Об этом он писал в твиттере и многозначительно намекал своим перфомансом с армией, так что пути назад, к вирусному хип-хопу, больше не было. Вчера он сбрил свою легендарную прическу, чем поставил в крайне неловкое положение всех эпигонов и обозначил перезапуск своего творчества, и сегодня дропнул новый остросоциальный альбом.
«Пути неисповедимы» – лаконичная и крайне простая запись хронометражем всего 23 минуты, где каждый из 8 треков посвящен личным переживаниям автора и проблемам современной России. Это действительно далеко не тот мем-рэп, к которому привыкли все хейтеры Фейса – здесь нет веселых фраз, которые можно в шутку напевать в любой непонятной ситуации, их место заняли довольно жесткие и прямолинейные высказывания на больные темы. Ваня кратко и открыто читает о том, что многие боятся озвучить вслух, и по большей части это действительно важные и правильные претензии к стране и ее политическим оккупантам – их надо предъявлять.
И пока многие артисты, гордящиеся своим политическим нонконформизмом, завуалированно выражают свою позицию через запутанные метафоры, он прямым текстом доносит правду до слушателей. Вот только останется ли с ним после этого эксперимента большинство фанатов, выросших на «Бургере», – большой вопрос. Скорее всего, да. Потому что в новых треках он озвучивает вполне очевидные истины, которые интересно услышать в первую очередь тем, кто раньше об этом не задумывался. Прямолинейно рассказывать взрослому слушателю о лицемерии правительства – все равно что на полном серьёзе пытаться кого-то рассмешить анекдотом про Гену с Чебурашкой.
Безусловно, главная ценность этого релиза не в музыке и не в лирике, а исключительно в содержании и самом факте его появления. Как сказал один из твиттерских комментаторов, это «слишком топорно и прямолинейно, никакой образности» – так и есть, но метафорической красоты в русской музыке предостаточно, и, как мы видим, она не очень помогает. Давайте посмотрим – вдруг это сработает. Тексты Вани не складываются в красивые стихи, а биты не удивляют своей футуристичностью. Лично у меня есть ощущение, что я слушаю какой-то ру-рэп из нулевых, но зато месседж альбома четко и доходчиво доносится до адресатов.
При этом в свой радикальности Фейс иногда заходит слишком далеко – некоторые строчки его новых треков явно не очень хорошо продуманы в плане влияния на юного слушателя. Какой бы благой в них ни был заложен смысл, некоторые из его месседжей могут быть неверно восприняты – тот же «Салам», например, звучит очень сомнительно и явно будет первым в очереди на блокировку. Смешно, правда? В обзоре рэп-релиза в 2m18 мы говорим о блокировках – вот такая свобода творчества.
Помимо неприкрытой агрессии и жажды истины, лично для меня здесь слишком много пацанской эстетики, и в сумме с простым языком это выглядит как непритязательная беседа с друганами у падика. В итоге, несмотря на дикую агонию Фейса и важные слова, данный релиз невозможно воспринимать как нечто большее, чем перфоманс или событие в мире мемов – его сложно слушать как музыку, а набору очевидных клише довольно трудно поддакивать на полном серьезе. С другой стороны, если сейчас все рэперы разом начнут читать об этом, может быть, в нашей стране что-то и изменится – например, их всех запретят, и хип-хопа станет меньше... Если что, это ирония, основанная на реальных событиях.
Свое почтение Ване уже выразили Oxxxymiron и Локи – посмотрим, какая будет реакция у массового слушателя, и как все это отразится на современной культуре.
Если вам нравятся мои материалы, подписывайтесь на телегу!