Выбор цветовой схемы – важный этап дизайна интерьера. Цвет играет важную роль в восприятии пространства. Применение одних оттенков может сделать помещение уютным и приятным, визуально уменьшая пространство, а других – сдержанным и чопорным, увеличивая его. Причем важен не только оттенок, но и интенсивность цвета. Цвет (точнее его зрительное восприятие психикой человека) позволяет управлять объемом помещения, корректировать его пропорции.
Каждый цвет психологически воспринимается человеком по-разному, поэтому цвета делят по восприятию на легкие и тяжелые, а по вызываемым ощущениям - на теплые и холодные.
Легкие и тяжелые цвета
Светлые оттенки синего, красного, оранжевого, желтого, которые при небольшой интенсивности считаются легкими, а интенсивные темные тона – тяжелыми. Белый цвет самый лёгкий, а чёрный самый тяжелый.
Холодные и теплые цвета
Вся гамма синих оттенков вызывает ощущение прохлады и потому относится к холодным. Синий цвет успокаивает, но визуально уменьшает пространство.
Красный цвет относится к теплым тонам. При слабой интенсивности красный цвет действует ободряюще, а при большой – может нервировать и раздражать.
Жёлтый и его оттенки также положительно действует на человека, помогает концентрировать внимание, создаёт ощущение комфорта и защищенности. Желтый цвет – теплый.
Теплый оранжевый цвет ассоциируется с праздничным настроением, энергией и эйфорией.
Для увеличения пространства следует применять легкие тона, использование тяжелых уменьшает его. Такой подход, например, применительно к длинному, но узкому помещению позволяет скорректировать его восприятие, окрасив дальнюю стену в более темный цвет.
Зелёный цвет повышает работоспособность, в целом не влияя на пространственное восприятие.
Голубой успокаивает и расслабляет, визуально расширяет пространство.
Фиолетовый цвет поднимает настроение, создавая ощущение торжественности, но его длительное воздействие может вызывать тревогу и подавленность.
Чёрный цвет рекомендуется применять только в рамах комплементарной схемы в сочетании с белым.
Для интерьера в рамках такой схемы детали контрастирующих цветов должны размещаться в пределах поля зрения, иначе каждая из них будет восприниматься независимо, что раздробит восприятие.
Помимо применяемой схемы необходимо учитывать общий уровень освещённости помещения, а также рекомендации по выбору оттенков для стен, пола и потолка. Интерьер становится гармоничным, когда более темные оттенки располагаются внизу, а более светлые — наверху. Такое соотношение цветов считается наиболее гармоничным по аналогии с природой, где земля всегда темнее неба.
При недостатке естественного освещения рекомендуются интерьерные решения в любых светлых тонах. А холодные тона нейтрализуют избыток естественной освещенности.