Депутаты Заксобрания Иркутской области отказались принимать поправки в Устав региона, значительно умаляющие права областного парламента.
Напомним, Стратегия социально-экономического развития области до 2030 года находится в разработке уже более двух лет. В июне 2016 года документ был впервые представлен на суд общественности. В феврале 2017 года текст Стратегии приняли в первом чтении на сессии Заксобрания.
Дальше дело не пошло: чиновники, подконтрольные премьер-министру Руслану Болотову, отказались учитывать все поправки со стороны депутатов, а "слуги народа", в свою очередь, банально встали в позу, заблокировав обсуждение Стратегии на площадке областного парламента. В результате ни в 2017-м, ни в 2018 году к предметному обсуждению документа больше не возвращались.
В июле 2018 года губернатор Сергей Левченко внезапно внес в ЗС поправкик Уставу региона, суть которых сводится к передаче права утверждать Стратегию единоличным решением правительства. Было предложено полностью устранить из процесса депутатов под предлогом "ускорения процедуры".
28 августа поправки к Уставу обсуждались на площадке профильного комитета по местному самоуправлению Заксобрания. Позицию правительства отстаивал министр экономического развития Евгений Орачевский, который напомнил, что в большинстве субъектов РФ аналогичный стратегический документ находится в полном ведении чиновников. Министр считает, что изменения в Устав "ни коей мере не умаляют возможности ЗС влиять на процесс стратпланирования в регионе".
Сходного мнения придерживается и представитель губернатора при парламенте, известный юрист Роман Буянов: "Губернатор готов взять на себя ответственность за принятие стратегии, так как дальнейшая отсрочка в принятии грозит нам неисполнением федерального законодательства".
Здесь стоит напомнить, что региональные стратегии развития должны быть приняты не позднее 1 января 2019 года. Времени осталось мало.
Однако депутаты, представляющие "Единую Россию", ожидаемо отклонили поправки. Представители парламента выразили мнение, что "попытка ограничить ЗС ...вызывает серьезное беспокойство". Инициатива правительства и губернатора была единогласно забракована. Впрочем, вопрос все равно вынесут на сессию Заксобрания, к публичному обсуждению вопроса неизбежно вернутся в октябре, после формирования нового состава парламента.
Заметим, наличие в регионе Стратегии развития ни к чему не обязывает. Это пустой, во многом формальный документ, своеобразное пожелание добрых намерений. Ранее принятые "стратегии" (например, в годы губернатора Мезенцева) благополучно пылятся в архивах Серого дома. Кроме того, многие положения стратегии быстро устаревают, чего не отрицают даже чиновники правительства Левченко-Болотова.
Иркутская область, равно как и все прочие регионы РФ, живет сегодняшним днем. Бюджет Прибайкалья подвергается радикальным правкам 3-4 раза в год, ни о каком стратегическом планировании в этих условиях говорить не приходится в принципе.
Однако устранение парламента от разработки некоего общеобластного документа (пусть и лишенного конкретного содержания) - это вопрос политический. Региональный парламентаризм переживает не лучшие времена, и законодательные инициативы, подобные той, что озвучивают подопечные Левченко, лишь ухудшают положение "демократических институтов".
Это тот редкий случай, когда позиция Заксобрания и "Единой России" является конструктивной и даже принципиальной.
БАБР следит за развитием событий.
Другие новости в сюжете: "Законодательное собрание Иркутской области 2 созыва"
Автор: Антoн Херсонцев