Есть такая проблемная в России область - экономика. У нашего коммерческого транспорта в Воронеже тоже есть эта самая экономика. Экономика парадоксальная, совершенно четко обозначающая, что перевозка людей - не бизнес, а промысел. В этом промысле есть огромная туча интересных особенностей, которые эксперты Города и Транспорта продолжают изучать, например то, что в нем более живучими оказываются менее эффективные формы организации производства (в бизнесе такого не может быть по определению, как вы понимаете). У нас выгоднее возить 100 человек 5 автобусами, а не одним, и это парадокс, который имеет объяснение.
Но есть в этой сфере законы товарно-денежного обращения, которые все равно работают с той же неумолимостью, как и в США, и в Венесуэле, и в Швейцарии. Суть их в том, что если у вас не консалтинг и не IT, то надо обновлять основные фонды и формировать для этого денежные резервы.
В 2015 году стоимость проезда была повышена на три рубля. Запущена программа обновления городского пассажирского транспорта. Примерно через год выяснилось, что в большой вместимости обновление мучительно забуксовало, в средней - так и не дотянулось до планового значения несколько процентов, и состоялось только в малой. На проблему тогда дружно махнули рукой и отказались от дальнейшего двухрублевого ежегодного повыешения проезда.
В 2017 году перевозчики снова попросили прибавить им два рубля к цене поездки. Им мягко попеняли на невыполнение предыдущих договоренностей, но все равно простили: предыдущая программа обновления была списана в чулан истории, вопрос, куда делись деньги замяли для всеобщего спокойствия, но далее решили жить по-новому: за два рубля прибавки перевозчики подписали инвестиционные соглашения, где обязались за счет указанной прибавки проинвестировать В СЕБЯ ЛЮБИМЫХ 1900 млн рублей к середине лета 2019 года. Инвестиции - покупка новых автобусов и строительство баз (автобусных парков). С учетом того, что у нас все таки 13 перевозчиков, сумма не такая астрономическая: речь идет примерно о 73 миллионах в год на "брата". Много это или мало? Это примерно приобретение каждым перевозчиком 7-8 новых автобусов большой вместимости.
По оценкам ГиТ, за первый год обязательства перевозчики выполнили примерно на 15-18%, то есть из первых 950 млн, обновились примерно на 150-170. Причем ничто не предвещает усиленных темпов закрытия сделки и в этом сезоне: до истечения контрактов у всех перевозчиков остается полтора года.
Я не буду разводить морализаторство на тему, что если ты на что-то подписался, то будь добр это выполнить. В России вообще не считается дурным тоном забивать на обязательства и договоренности. Если в городе нет структуры, способной добиться от другой стороны выполнения контрактов, и контрагенты об этом знают, то на их месте глупо неукоснительно выполнять обязательства. Но там, помните, был ньюанс: вкладывать нужно было в себя, в свои средства производства. И это уже проблема не договорной дисциплины, а немного другого порядка.
У перевозчиков подвижной состав представлен по большей части морально и физически устаревшими автобусами, спроектированными в XX веке. По хорошему, примерно 90-95% ныне имеющегося на линии подвижного состава нужно менять уже сегодня. Перевозки - это отрасль, имеющая огромную инерцию: автобусы за один день не купишь. А деньги, предназначавшиеся для покупок автобусов, тихо и мирно осели где-то по карманам.
Что это значит? Что года через два или три выяснится, что возить дорогих пассажиров некому и не на чем. Мелочь, купленная в 2014 - 2016 годах к 2020 году станет металлоломом. Добрая часть ныне имеющихся автобусов большой вместимости имеет мало шансов пережить 2020 год: это откровенный "докат", то есть бывшие в употреблении машины, рассчитанные на два-два с половиной года. Кроме того, в настоящий момент большинство из них просто не выпускается или снимается с производства: с 2019 года начнут уходить в лету обожаемые пазики. Через два года на рынке будут только непривычные и достаточно дорогие модели. А рембазы, в которую тоже надо было вкладываться, в Воронеже не было и нет. А денежки проедены.
В общем, будет как с пенсионной реформой: те деньги, которые платили вчерашние пенсионеры уже ушли на нынешних пенсионеров, а завтрашним пенсионерам платить нечем, потому что демография. С воронежским транспортом в самом ближнем будущем случится та же история: денег нет и держаться не за что.