Найти тему
Филателия.Ру

Прага-2018, впечатления и итоги

О том, что АО «Марка» было удостоена высоких наград на Всемирной выставке почтовых марок PRAGA 2018, мы уже писали. Теперь о самой выставке.

       Прага-2018 стала единственной в этом году всемирной филателистической выставкой, проводимой в Европе. И уже это, само по себе, обещало привлечь к вернисажу, занявшему две тысячи экспозиционных стендов, особое внимание.

       Однако, помимо коллекционеров, выставка привлекала внимание и людей далеких от филателии. А причиной того стал знаменитый «Бомбейский конверт», письмо с затерянного в водах Индийского океана островной английской колонии Маврикий в жемчужину бывшей Британской империи – Индию, отправленное в 1850 году и франкированное двумя «Красными Маврикиями».

-2

       Чтобы посмотреть уже на эту жемчужину, нужно было приобрести билет стоимостью в 400 чешских крон (около 18 евро), а потом еще отстоять в очереди – настолько оказался велик интерес жителей и гостей Праги к мировому раритету.  С его репродукцией  чешская почта даже выпустила памятный выставочный блок, вкладывавшийся в специальную обложку с изображением парусного галеона, доставлявшего почту более полутора веков назад в город Бомбей. Такой же блок, с измененной графикой и порядковым номером, вкладывался в прекрасное издание, рассказывавшее об истории всех пражских выставок. Стоимость издания составляла около 35 евро.

Но, вернемся к оригиналу. Сам конверт случайно был обнаружен одним торговцем на индийском базаре в 1897 году и сразу же продан английскому коллекционеру Вермону Робертсу. Из его коллекции в 1917 году конверт попал в собрание Альфреда Лиштенштейна, а уже оттуда  через полвека перекочевал  Раймонду Вэйлу, уплатившему на торгах 1968 года 300 тысяч долларов. Последний раз на аукционных торгах знаменитый конверт выставлялся в 1996 году, когда за него было уплачено немногим более двух с половиной миллионов швейцарских франков. Рекорд!

-3

       Но и помимо него, на выставке, в классе почета, были выставлены и другие «Маврикии»: негашеный  «голубой», репродуцированный на предвыставочной марке, а также гашеный «красный». Одним словом, весь спектр маврикийских раритетов сразу  т в одном месте – несомненно, стоило того, чтобы и дорогой билет купить, и в очереди постоять, растянувшейся по вестибюлю Кларион-отеля, где в помещении Конгресс-центра разместилась основная экспозиция.

-4

       Но, вернемся к самой выставке, которая на этот раз (напомним, что Прага уже семь раз за 65 лет становилась столицей мировой филателии) посвящалась целому сонму знаменательных дат. 100-летию национальной государственности, 25-летию провозглашения Чешской республики.  А также 100-летию первых марок и такой же годовщине с момента учреждения почтового музея, которому также была посвящена предвыставочная эмиссия – почтовый блок.

-5

Второй «музейный» блок появился в продаже в самый канун открытия выставки.

-6

       В здании музея разместились экспонаты литературного класса. А в помещении другого пражского музея – музея Альфонса Мухи, автора всех первых марок Чехословакии (первые серии 1918 года, первые газетные и служебные марки Чехословакии, а также первые авиапочтовые марки 1920 года выпуска) была развернута экспозиция его работ, заказываемых в свое время почтой Чехословакии.

       И, наконец, в Конгресс-центре отеля «Олимпик» была организована  коммерческая часть выставки, где на стендах чешской почты можно было приобрести всю выставочную филателистическую продукцию, погасить ее памятными штемпелями, и тут же отправить друзьям и знакомым. Естественно, что помимо стенда чешской почты, тут же размещались стенды и ряда других почтовых администраций Европы, Азии и Океании,  почтовой администрации ООН, а также многочисленных дилеров. Естественно, что на каждом из них проводились памятные гашения, что не пропускал ни один из посетителей, обзаведшийся традиционным выставочным паспортом (в нем заблаговременно было зарезервированы места для марок 50 стран), бесплатно раздававшимся при входе на вернисаж.

      Кроме того, тут можно было получить автографы художников и графиков создателей чешских марок, а также поставить оттиски памятных штемпелей на специально выпущенных почтовых карточках, сюжетом которых стала знаменитая пятикроновая марка первой всемирной пражский выставки 1962 года.

       Особой популярностью здесь пользовался стенд персональных марок, когда, всяк желающий получал возможность увековечить свой портрет на купонах  марочного листа с ремейком «Градчан» Альфонса Мухи – первого национального знака почтовой оплаты с Солнцем, освещающим Пражский Град – символ чешской государственности.

-7

В самом же музее Альфонса Мухи, расположенном  в самом центре города, была организована выставка его филателистической графики, что также стало хорошим поводом  для дополнительного притока посетителей в это мемориальное здание.

       При этом, не смотря на то, что вся пражская экспозиция на этот раз была рассредоточена между четырьмя выставочными площадками, никто из посетителей не жаловался на это. Напротив, благодаря удобной логистики, связывающей «точки притяжения» одной веткой метро, подобный опыт организации международных экспозиций заслуживает изучения и разумного использования в будущем.

Почтовые администрации целого ряда стран отметили эту выставку своими филателистическми выпусками.

-8

автор: А.Стрыгин