Найти тему
Четверть века: дети

Миссия школы невыполнима? Продолжение.

Две встречи с разницей в один день - с однокурсницей-подругой, живущей в в деревне, и профессором, доктором филологических наук - "залакировали" описанное в предыдущей публикации до крепкого глянца: что городская или сельская школа, что вуз - болячки, как ни странно, во многом похожие. Но, как сказал, профессор: "Маразма в школе больше..."

Ну а теперь подробнее об этих двух встречах.

Однокурсница уже год как на пенсии, но по-прежнему в курсе всех событий местной школы, поскольку там работает её сестра, учитель английского языка.

Начался наш с ней разговор, кстати, как раз с ироничного цитирования речи нашего местного чиновника (напомню: это когда на вопрос "Почему уровень образования в регионе падает", внятный ответ он дать не смог, но тут же уверил, что "дальше будут работать в этом направлении и в следующий раз в рейтинг войдут больше школ").

Примечание в скобках. Забавно, но буквально сегодня в Дзене прочитала вот такое, в тему: чиновник из соседнего региона, перечисляя "ворох достижений" ("Это и строительство, ремонт учреждений образования, и результаты ЕГЭ, которые в городе по всем предметам выше республиканских, и количество стобалльников. Их в этом году значительно прибавилось...") , констатировал, что в ТОП-500 лучших школ России вошли две из их города – гимназия №... и лицей №... но в то же время 22 % городских школы – это школы с низкими образовательными результатами: "В течение ряда лет мы реализуем проект по повышению качества обучения в таких школах. Сейчас в него вошло пять школ: № ... , где по нашим обязательствам должна наметиться положительная динамика образовательных результатов".
Ну здесь хотя бы, в отличие от нашего региона, пять лет дают на реализацию и сами обязуются... Надеюсь, ирония читается.

Подруга отреагировала моментально, махнув в сердцах рукой: "Ой, если у вас в городе так, что уж про сельскую школу говорить!"

И рассказала, что у них учительница одного из национальных языков ведёт и русский (*это у неё "второй профиль"; есть сейчас такая фишка в педвузе - например, учитель английского и русского языков), и английский (*курсы переподготовки в институте развития образования с сентября по май; 144 часа, и ты "специалист"), и... немецкий. Никаких курсов, кстати, не пройдено. Что незаконно, конечно. Про знание немецкого умолчим. А ведёт, потому что директор школы решила, что им очень нужен второй иностранный - пресловутый рейтинг. Тогда уж логичнее послать на изучение немецкого именно того педагога, основная и единственная специальность которого "учитель английского языка". Но директору, похоже, виднее, как лучше, - пусть будет НЕДОспециалист-многостаночник. Кстати, грамоту соответственную "за плодотворную работу" администрация школы получила. И ею прикрывается - они "на коне", у них всё хорошо...

Дальше - больше. Некому вести географию, биологию и химию. На часы географии и биологии "вызволили с пенсии" бывшего историка, а химию ведёт приезжающий из соседней деревни учитель "однако ж всё же химии" - приезжает два раза в неделю. Ну а часы истории и обществознания дали психологу, переучившемуся на тех же курсах. (Вот как зарабатывает наш институт развития образования на такого рода переквалификациях!) Напоследок подруга припечатала: "Туалет до сих пор на улице. Только-только для учителей сделали отдельный... А так крадучись на уроках бегали, дабы не с детьми вместе..."

Возьмём другую деревню. Учитель начальных классов (заочно закончила филологический факультет - русское отделение), вела уроки немецкого языка в средних классах - безо всяких пресловутых КПК (*читай - курсов), которые нередко тоже профанация. Что за спец вырастет за неполный год, да ещё на заочном обучении, вполне понятно. Будь он хоть семи пядей во лбу в своей "родной" ипостаси...

Ну и на десерт. Городская школа. Учитель ИЗО "выучилась" на историка. И очень хочет работать "хотя бы в 5-6 классах" (понимает, что выше - совсем кишка тонка; это ж сколько знать-то надо!), но пока не дают - есть в школе историк. Слава Богу.

А профессор, доктор филологических наук, завкафедрой педуниверситета, когда я ему всё это эмоционально пересказала при встрече, грустно резюмировал: "Да, невозможно нормально работать - нас тоже завалили бессмысленной бумажной работой. Много формалистики. Кабы была достойная пенсия - уйти, чтобы не видеть всего этого... Количество бюджетных мест сокращается, а на оставшиеся - немеренное количество "целевиков" с более низкими баллами, чем у остальных претендующих на бюджет, ещё и льготники... Абитуриенты с высокими баллами вынуждены идти на коммерцию. А это разделение Минобра на два отдельных министерства! И кого поставили во главе Министерства науки и высшего образования?! Кто его знает? Откуда он выпрыгнул, этот бывший замминистра финансов? Ну ладно бы тот же Садовничий... Профессионал, много лет варится в этом котле..." Потом добавил задумчиво: "Но в школе, конечно, маразма больше"...

На том и расстались.

-2