Мы знаем главную фишку французских художников-импрессионистов – ребята увлекались абсентом. В начале 20-го века этот напиток был неотъемлемой частью творческого процесса.
Молва приписывала ему особые наркотические свойства, благодаря которым люди тонкой душевной организации могли выходить за границы реальности.
Но так ли это?
В абсенте действительно содержится галлюциноген туйон. Его можно извлечь из пижмы, туи, но особенно много его в горькой полыни. Если пропустить это растение через перегонный куб, на выходе получается густое вещество в ста граммах которого содержится 400 мг туйона. Из этой субстанции и сегодня делают абсент, добавляя дополнительные компоненты и спирт. При этом в Евросоюзе производители соблюдают регламент, согласно которому на литр спирта должно приходится не более 35 мг туйона.
Почему так строго?
Потому что бета-туйон обладает не наркотическим эффектом, а является слабым нервно-паралитическим ядом. Его действие – не «приходы», а отравление. Также при регулярном потреблении туйон вызывает привыкание, сопровождаемое неприятными побочными эффектами: депрессией, тошнотой и нарушением координации.
Несмотря на это полынь используют в медицине и в при производстве горьких настоек. Странно? Ничуть. Большое количество спирта является противоядием, которое связывает эфирные вещества в экстракте полыни. Именно поэтому абсент делают таким крепким – до 75%.
Второй фактор – дозировка. Несколько лет назад в немецкой лаборатории изучили 14 сортов абсента произведенного в 1910 году. Оказалось, что сто лет назад, когда напиток продавался свободно и его производство не контролировалось, количество туйона в составе доходило всего лишь до 48 мг/л. Такое содержание вещества не превышает допустимой дозы. Скорее алкоголь разрушал психику художников, чем экстракт полыни.
А что же сегодня?
Абсент, который производится сегодня в Чехии содержит до 100 мг/л, а швейцарский 70 мг/л туйона. В Испании и Германии содержание вещества в абсенте не превышает 30 мг/л.
Это совершенно безобидные пропорции. При таких дозировках быстрее получишь белую горячку, чем словишь приход от полыни.
Так что утверждения о том, что Ван Гог отрезал себе ухо под действием "зеленой феи" можно смело пропускать мимо ушей. Известно, что у художника была невеселая наследственность – многие его родичи страдали от психических расстройств. А если подогревать литрами крепкого алкоголя, то результат может быть самым печальным.
А галлюцинаций от абсента вы так и не дождетесь – это просто легенда.