Давайте попробуем представить будущее, в котором город Бонивур не остался несбывшимся проектом, а воплотился в бетоне и кирпиче. Как повернулась бы история города и края?
1986 год
«Только добровольцы, шаг вперед!», «Мы знаем: город будет», «Построим свой город» — такими заголовками пестрели краевые газеты «Молодой дальневосточник» и «Тихоокеанская звезда» в январе — феврале, когда было начато строительство нового города на Амуре, в ста километрах ниже по течению от Комсомольска-на-Амуре у села Нижнетамбовское.
Первой бригаде строителей нужно было к маю, за четыре месяца, построить с нуля рабочий поселок из шести пятидесятиместных общежитий, куда уже 22 мая должны были прибыть несколько сотен первостроителей отряда с громким названием «Всесоюзный отряд имени XXVII съезда КПСС». В отряде, который позднее доставил в Нижнетамбовское теплоход «30 лет ГДР», собрались добровольцы с Украины и Белоруссии, Воронежской, Кемеровской и Тамбовской областей, Краснодарского края, а съезд, именем которого был назван всесоюзный отряд, проходил в Москве в Кремлевском дворце съездов с 25 февраля по 6 марта 1986 года.
...Бойцы сразу взялись за дело, еще бы — строим город, свой город!
Градообразующим предприятием нового города должен был стать завод азотных удобрений. Его созданию способствовало несколько факторов. Завершалось строительство газопровода Оха — Комсомольск-на-Амуре, и, соответственно, был доступ к природному газу, который используется при производстве удобрений для сельского хозяйства. В это же время в СССР шла реализация программы, направленной на развитие сельского хозяйства, и благодаря ей можно было закрыть потребность в удобрениях, в том числе на Дальнем Востоке. К тому же только что завершилась огромная стройка — БАМ, — а тех, кто не осел на железной дороге, нужно было направить на новое благое дело.
Всё сложилось как раз благодаря газопроводу и потребностям в удобрениях по действующей сельхозпрограмме. Но поначалу тогдашний первый секретарь хабаровского крайкома, то есть как губернатор сейчас, Алексей Клементьевич Черный смог уговорить на строительство только одно министерство — Министерство по производству минеральных удобрений СССР: больше желающих на тот момент не нашлось. Однако в перспективе была возможность рассчитывать на присоединение к стройке Министерства обороны.
Где азотные удобрения из природного газа — там и селитра, а где селитра — там и порох. А совсем рядом — Комсомольск-на-Амуре с двумя крупнейшими оборонными заводами, да еще в придачу город Амурск с патронным заводом, который заработал в 1982 году, заводом по производству снарядов и мин, что начал производить продукцию в середине 70-х. Ну и, конечно, поселок Эльбан с его заводом по производству взрывчатки и окончательной сборке мин и снарядов, которые поставляет ему Амурск. Были еще краевые деньги, разумеется. Но все прекрасно понимали: край собственными силами не потянет такую стройку, это колоссальные средства — больше миллиарда рублей, то есть около двух миллиардов долларов по тогдашнему курсу. Но, как говорится, главное — прыгнуть со скалы, а самолет можно построить по дороге.
Первые строители города, или, как их называли, бойцы, продолжают строительство города на Амуре и его первого предприятия — завода азотно-туковых удобрений. Их вдохновляет подвиг комсомольцев 30-х годов XX века — строителей Комсомольска-на-Амуре. Этот легендарный город — первая стройка, которая была доверена комсомолу. Недавно в Хабаровском крае были завершены и другие крупные стройки: город Амурск, спутник Комсомольска, и, конечно, Байкало-Амурская магистраль, стройка, гремевшая на всю страну.
Среди бойцов ударного отряда ходила байка о том, что на самом деле Комсомольск-на-Амуре хотели строить возле села Нижнетамбовское, а не у села Пермское, где сейчас и находится Комсомольск-на-Амуре. Но тогда, в начале мая 1932-го, пароходы «Колумб» и «Коминтерн» и баржа «Клара Цеткин» с первостроителями просто не смогли пробиться сквозь амурские льды. В итоге заложили город и начали возведение судостроительного завода возле села Пермское.
Конечно, это не так. Завод, ставший потом первым градообразующим предприятием Комсомольска, планировали построить чуть севернее Хабаровска — в районе села Воронежское (ныне — уже пригород Хабаровска), но оккупация японской армией Маньчжурии (северо-востока нынешней Китайской Народной Республики) внесла свои коррективы: было решено перенести площадку под строительство на несколько сотен километров севернее. Выбор пал на район села Пермское. И действительно, пароходам той весной пришлось нелегко из-за ледохода, но до места назначения они дошли. А легенда на стройке нового города была нужна для тех, кто стремился «завершить дело молодежи тридцатых, кто не смог пробиться сквозь льды Амура».
Впрочем, связь с первостроителями Комсомольска всё же существовала: капитан теплохода «30 лет ГДР» Василий Панюшев был учеником Павла Слесарева, рулевого легендарного «Колумба», который доставил в Пермское тех самых первых комсомольцев. Не зря же именем Слесарева назвали теплоход в Хабаровске... «Капитан Слесарев»!
1989 год
Министерство энергетики и электрификации СССР завершает строительство и вводит в эксплуатацию линию электропередач к Амурскому заводу азотных удобрений, который начинает выпускать первую продукцию: полторы сотни тысяч тонн аммиачной селитры, 660 тысяч тонн аммиака, 207 тысяч тонн карбамида.
ЛЭП, ведущую к новому городу, строили такие же молодые парни, что трудились и на возведении Бонивура. Да, сам город они не строили, но подводили к нему жизненно важную артерию — свет. А без света города быть не может. Осознание того, кто тут «главный», придавало им сил, когда они врезались в вековую тайгу, шли через болота, прокладывая просеку под ЛЭП. Энтузиазм не только вдохновлял их, но и давал поводы для шуточек:
— Сколько там эти городские без света протянут на своей романтике? Год-два-три? Да им бабы потом всю плешь проедят за такой «комфорт». Времена нынче уже не те, что с милым и в шалаше рай...
Одновременно с вводом в эксплуатацию ЛЭП Совет Министров РСФСР исполняет данное ему в 1987 году поручение: завершает строительство автомобильной дороги Селихино — Нижнетамбовское. То есть — вторую артерию для города. Дорога Селихино — Николаевск-наАмуре уже действовала, но это была грунтовая дорога, по которой много не наездишься. А до начала строительства города она вообще представляла собой сеть никак не связанных между собой зимников и лесовозных дорог, по которым возили и, что греха таить, приворовывали лес. Теперь продукция завода по современной дороге с твердым покрытием направляется к автотрассе Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре и далее на юг — в Хабаровск, другие районы края, по всему Дальнему Востоку и даже на экспорт — в Китайскую Народную Республику. Окончание строительства автодороги стимулирует ускоренное возведение железной дороги от Селихино до Нижнетамбовского, которая идет параллельно автомобильной.
Возмущавшиеся в свое время экологи и их сторонники несколько успокоились: на Амурском заводе азотных удобрений действует современная защита Амура от отходов при производстве селитры, аммиака и карбамида — река защищена от бедствий техногенного характера. Задачи по обеспечению экологической защиты атмосферы города Бонивур и амурской воды были первоочередными при сдаче предприятия в эксплуатацию. Экологи своего добились.
Такая же проблема с защитой природы стояла в свое время и в Амурске, при строительстве целлюлозно-картонного комбината. Там стоимость очистных достигла почти четверти стоимости всего завода, та же «участь» постигла и завод азотных удобрений. На реке строительство никак не отразилось.
Основным локомотивом начала стройки было Минудобрений, то самое, которое смог уговорить Черный. Но поставки первых десятков тонн селитры обращают на себя внимание мощнейшего ведомства СССР — Министерства обороны. И оно уже готово вложить деньги для дальнейшего развития нового города на Амуре.
В 1994 году завершается строительство железнодорожной линии Селихино — Нижнетамбовское. В реальности железная дорога от Селихино до Нижнетамбовского (на самом деле чуть дальше — до поселка Черный Мыс) уже существовала, но была однопутной — сильно не развернешься. Ее проложили в рамках строительства железнодорожного пути на Сахалин (тоннель между материком и островом построить не успели, главный инициатор — Сталин — скончался, и в 1953 году «Строительство № 507» прекратили).
Сейчас возможно более комфортное с точки зрения скорости путешествие и более эффективная перевозка грузов по железной дороге из Комсомольска-на-Амуре, Хабаровска, Советской Гавани, есть выход на БАМ и Транссиб. «Где есть “железка”, там есть жизнь», — как говорят железнодорожники.
Железка значительно облегчает доставку материалов, ведь строительство города в 1994 году не окончится. Это придает работе еще больший импульс. Хабаровским железнодорожным учебным заведениям приходится увеличивать количество мест для будущих машинистов, путейцев, диспетчеров. Также по железной дороге активно отправляется продукция завода азотных удобрений, который к этому времени увеличил свои мощности: кроме удобрений появляется селитра. Продукция «второго дна», то есть военная, направляется на оборонные заводы в Амурск и Эльбан, а оттуда, в свою очередь, доставляется в Комсомольск-на-Амуре для нужд судостроительного и авиационного заводов.
Однако охинский газ не вечен, и нужно диверсифицировать экономику Бонивура, обезопасить ее, чтобы город не постигла участь некоторых монопрофильных собратьев, когда единственное градообразующее предприятие вдруг останавливается. Производство селитры и удобрений дает неплохой старт развитию города: сюда приезжают молодые специалисты в области химии, создаются все новые и новые рабочие места. Город расширяется.
Пересечение автомобильных и железнодорожных путей из Николаевска-на-Амуре, Бонивура, Советской Гавани (с ней — только по железной дороге), Хабаровска, Амурска и Комсомольска-на-Амуре дает стимул для развития поселка Селихино — он становится своего рода региональным хабом, где пересекаются транспортные пути и есть выход на БАМ. Здесь появляется логистический центр.
1991 год
Начинается строительство «второй очереди» железной дороги Селихино — Бонивур с продолжением железной дороги до Де-Кастри — морского порта. Параллельно идет строительство «второй очереди» (второй колеи) железной дороги Волочаевка — Комсомольскна-Амуре, к концу года уложены уже первые полсотни километров путей. На железнодорожном направлении Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань начинается расширение и модернизация. Кроме того, в связи с возросшим пассажиропотоком на хабаровском, совгаванском и бонивурском направлениях, в Комсомольске-на-Амуре начинается существенное расширение железнодорожного вокзала. Эти работы завершаются к концу года.
В это же время в связи с развитием в Амурском бассейне грузовых и пассажирских комплексов в портах Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск флот существенно пополняется судами типа «река-море», водоизмещением 3-5 тысяч тонн, для обслуживания прибрежных районов Японского и Охотского морей. Начинают расширяться транспортные связи с Китайской Народной Республикой. Продукция Амурского завода азотных удобрений доставляется в Китай по Амуру (Хабаровск — Фуюань) и по Сунгари (Нижнеленинское — Тунцзян, Нижнеленинское — Фуцзинь). В Бонивуре строится глубоководный порт.
В круизы по Нижнему Амуру внесены коррективы: теперь туристические теплоходы «Ерофей Хабаров», «Семён Дежнёв», «Миклухо-Маклай», «Г. И. Невельской», «Василий Поярков», «Пржевальский», «Георгий Седов» и флагман речного пароходства — «Владимир Арсеньев» (в 1990 году переименованный из «30 лет ГДР») на пути следования швартуются в Бонивуре.
В 1992 году у «старшего брата» Бонивура — города Амурска — появляется первая трамвайная сеть общей протяженностью пути 20 километров, а к 1995 году к ней добавляется еще 10 километров. То есть всего в Амурске проложено 15 километров трамвайной сети в направлениях «туда-обратно». При этом в Комсомольске-на-Амуре трамвайная сеть к 1995 году достигла длины в 43 километра. Что это значит? А то, что в крупных промышленных городах не забыли об экологии: самый экологичный транспорт — электрический!
Город Бонивур становится перевалочной базой сырья для производства сернокислого алюминия на сернокислотном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Дело в том, что всего в 20 километрах восточнее Бонивура разведано Шелеховское месторождение алунитов, получившее свое название от села Шелехово, что в 16 километрах к северу от Бонивура. Оцененные запасы очень приличны. Руды месторождения пригодны не только для производства сернокислого алюминия, но и сернокислого калия, используемого для производства в качестве конечной продукции — остродефицитных коагулянтов для очистки вод и калийных удобрений.
1998 год
К выпуску новой продукции приступил «Электротехнический завод» города Бонивура. К этому моменту дорога от Нижнетамбовского до Николаевска-на-Амуре полностью заасфальтирована и продукция этого нового и Амурского заводов доставляется не только в Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре, но и в Николаевск-на-Амуре. Электротехнический завод в первый год производит продукции на 60 миллионов рублей. Предприятие конкурирует сначала с комсомольским «Дальневосточным радиоэлектронным заводом «Авест» (основан в 1993 году), а со следующего года и с хабаровской «Группой EVGO» (была основана в 1999 году).
2000 год
Введена в строй мебельная фабрика, что вполне логично при большом обилии леса вокруг нового города на Амуре, города будущего. Раньше в Нижнетамбовском из дерева делали только контейнерную рейку и лотки для хлеба, а теперь мебель, да еще какую! В первый же год фабрика производит продукции на 15 миллионов рублей, снабжая ею жителей Николаевска-на-Амуре, Селихино и немного Комсомольска-на-Амуре. Почему в Комсомольск товара отправляется не очень много? Да потому что с 70-х годов в Амурске существует уже окрепшая мебельная фабрика, которая также использует огромные богатства дальневосточной тайги на благо жителей края.
В этом же году запускает свое производство в Бонивуре Дальневосточный шинный завод, с объемом производства 4 000 тыс. шин в год. Сера, необходимая для производства шин, используется та же, что и на Комсомольском-на-Амуре сернокислотном заводе. Это связано с разработкой наиболее крупного Каменушинского месторождения серы у города Комсомольск-на-Амуре, имеющего прогнозные запасы около 3 миллионов тонн.
Запуск производства шин (покрышек) порождает новое производство для промышленного центра Дальнего Востока — Комсомольска-на-Амуре. Разворачивается производство шасси для самолетов, которые строятся на авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина в Комсомольске и для вертолетов, производимых в Арсеньеве Приморского края, на заводе «Прогресс». Теперь эти заводы не зависят от поставки колес шасси из других регионов и стран — всё производство организовано на месте, в Бонивуре.
Но как же город, где производятся покрышки для шасси самолетов и вертолетов, без современного аэропорта? В рамках модернизации и усиления транспортной системы Дальнего Востока в Нижнетамбовском строится современный аэровокзал, взлетно-посадочная полоса теперь с твердым покрытием. Аэропорт Бонивура сохраняет «историческое» название — аэропорт «Нижнетамбовское», по аналогии с Комсомольским-на-Амуре аэропортом «Хурба» в одноименном поселке в пригороде.
Согласно постановлению Совета министров РСФСР от 13 февраля 1987 года № 55 «О генеральном плане г. Комсомольска-на-Амуре», благодаря строительству жилья и расширению производств, в том числе и в городах-спутниках — Бонивуре, Амурске, Солнечном, — к 2005 году численность населения в Комсомольске-наАмуре достигает полумиллиона человек. Промышленный центр Дальнего Востока даже обзавелся троллейбусными линиями и тем самым отобрал у Хабаровска звание города, имеющего самую восточную троллейбусную сеть СССР (России). До этого Комсомольск-на-Амуре мог похвастаться только самой восточной трамвайной сетью СССР (России) и континентальной Евразии.
2010 год
Численность населения Комсомольска-на-Амуре достигает почти 600 тысяч человек, а его агломерации — Амурска, Бонивура, Солнечного, Эльбана и Селихино — одного миллиона.
Наш герой, город Бонивур, надежно связан с городами Хабаровск, Советская Гавань, Комсомольск-на-Амуре и Николаевск-на-Амуре всеми доступными транспортными путями: речным, автомобильным, железнодорожным и воздушным. В городе работает ряд предприятий, открыто несколько институтов. Пассажирский аэропорт Бонивура используется для испытаний самолета Sukhoi SuperJet 100 (сейчас новые самолеты этой серии для испытаний летают в аэропорт Хабаровска «Новый»).
2011 год
Завершается строительство нефтепровода от Сахалина до Приморья. Это дает дополнительный стимул развитию Бонивура. Стройку ведут такие же молодые люди, что и четверть века назад.
...А в 2017 году, 7 ноября, первостроители Бонивура, 31 год назад начавшие строить город, извлекут капсулу с письмом в будущее. В этом письме они же и написали: «Дорогие наши потомки, комсомольцы 2017 года! Вы празднуете столетие Великой Октябрьской социалистической революции! Мы завидуем вам — вы можете ударным трудом, вместе с рабочими всей планеты отметить эту великую дату!».