Казалось бы, когда у твоих ног все богатства мира, а твой муж — владыка огромной империи, жизнь будет похожа на сказку. Однако никакие богатства не способны заменить женщине простого семейного счастья. Доказательством этому стала судьба Елизаветы Алексеевны, супруги Александра I.
Одна из баденских принцесс
Елизавета Алексеевна, в девичестве Луиза Мария Августа Баденская, в браке была несчастлива, хотя поначалу всё складывалось как нельзя лучше. Прибыв в Россию, немецкая принцесса покорила наследника престола — она была не только красива, но и скромна, а также благовоспитанна.
В 1793 году Елизавета и Александр поженились. После свадьбы жизнь действительно напоминала сказку: никаких государственных забот (в то время еще был жив отец Александра, Павел I), балы, приёмы. Поэты посвящали царственным молодожёнам оды, а живописцы рисовали их портреты.
Соблазны двора
Вскоре всё переменилось: государственные дела все больше и больше поглощали Александра. К тому же молодой импозантный цесаревич, увлечённый либеральными идеями, привлекал всеобщее внимание. Помимо соратников и государственных мужей, вокруг него увивались красивые фрейлины, каждая из которых желала быть замеченной.
Александр не смог устоять — у него появилась фаворитка, а вскоре, возможно, и первый внебрачный ребёнок (общее количество детей, отцовство которых приписывали императору, доходило до 11).
Масла в огонь подливали и мать Александра, императрица Мария Фёдоровна. Она не любила невестку за «красоту и грацию» и за то, что та преклонялась перед Екатериной Великой.
Чей ребёнок?
Елизавета замкнулась, искала утешение в книгах и почти ни с кем не общалась. Она всё ещё любила супруга, но не желала мириться со своим положением.
Утешение молодая женщина нашла в общении с ближайшим другом Александра, Адамом Чарторыйским. Близкая дружба молодых людей вызвала много толков. Дошло даже до того, что императорская семья сомневалась, действительно ли отец первого ребенка великой княгини её муж и почему «у блондина и блондинки родился темненький младенец?».
Чарторыйского выслали, а Елизавета замкнулась ещё больше, дни и ночи напролет проводя в детской.
Могла бы…
Вскоре дочь скончалась, Александр стал императором, у него появилась постоянная фаворитка, ещё трое внебрачных детей. Новый роман и государственные дела занимали самодержца все больше и больше, времени на жену не было.
Свекровь, да и многие приближённые ко двору во всем обвиняли императрицу: «Она сама виновата. Она могла бы устранить эту связь и… могла бы вернуть своего мужа». Но, гордая, Елизавета не хотела унижаться до выяснения отношений с соперницей, поэтому молча терпела неверность супруга.
Тем временем Европа заполыхала огнём войны — Наполеон двинул свою армию за пределы Франции. Александр I покинул столицу: вместе с русскими войсками он отправился защищать Австрию.
Императрица осталась совсем одна, и именно в это время у неё завязались новые отношения.
Молодой офицер
Алексей Охотников, офицер, богатый помещик, влюбился в императрицу. Он отправлял ей страстные письма, ухаживал за ещё молодой и красивой, но отвергнутой собственным мужем, женщиной.
Поначалу она противилась чувствам, но вскоре сдалась — у Елизаветы и Алексея завязался роман. Придворные были обо всём осведомлены — скрыть свидания не представлялось возможным. В курсе происходящего была и семья Александра: его мать и оставшийся в Петербурге брат Константин. К тому же у Елизаветы родилась вторая дочь, отцом которой был, скорее всего, Алексей.
Счастье императрицы длилось недолго. Запретная связь внезапно прервалась смертью Охотникова. Говорили, что к этому приложил руку великий князь Константин, возможно, причиной стала банальная болезнь. Безутешная Елизавета снова погрузилась в материнство, тем более, что муж согласился удочерить девочку.
Воскресшие чувства
Как и первый ребёнок, девочка вскоре скончалась. Горе Елизаветы было безмерным. Дни напролёт она проводила в храме.
Когда французы вторглись в Россию, императрица посчитала своим долгом забыть былые обиды и поддержать мужа: тот был растерян, не знал, что делать дальше. Монаршая чета ненадолго сблизилась, но всё было напрасно. Александр по-прежнему увлекался женщинами, заводил романы, хотя и ценил жену за мудрость и благородство.
В 1825 году состояние здоровье императора значительно ухудшилось. Вместе с супругой он уехал в Таганрог на лечение. Там начался «второй медовый месяц» — супруги вместе гуляли, беседовали, ни на минуту не оставляли друг друга. Но болезнь не покидала императора. Вскоре он внезапно скончался.
Елизавета пережила мужа ненадолго — она покинула этот мир спустя несколько месяцев, не оставив завещания: «Я не привезла с собою в Россию ничего, и потому ничем распоряжаться не могу».
Дневник императрицы
Лишь об одном попросила Елизавета, умирая: передать дневник, который она вела, описывая свою жизнь без прикрас и без купюр, историку Николаю Карамзину. Желание императрицы выполнено не было: Карамзин простудился и скончался.
Записки вернули семье — матери Александра I Марии Фёдоровне. Она сочла их слишком компрометирующими и повелела сжечь. Сохранилось лишь два небольших фрагмента, которые дошли до наших дней.
И всё же красавица-императрица не была забыта: она осталась в истории доброй, блестяще образованной, умной женщиной, так и не познавшей семейного счастья.
Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!
Вам будет интересно:
Мадемуазель Жорж — любовница, которую поделили два врага, Наполеон и Александр I
«Я прощаю, но Россия не простит», — почему Кутузов не хотел продолжать войну с Наполеоном